Две бочки Диогена

     Сегодня мы познакомимся с первыми экспонатами нашего призрачного философского музея - с бочками Диогена. В Греции было много Диогенов, но самым известным из них считался, конечно же, философ Диоген, который жил в городе Синопе как раз в одной из своих знаменитых бочек.

     Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Вначале Диоген встретился с оракулом и предсказатель ему посоветовал: ''Сделай переоценку ценностей!'' Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. И подумал Диоген - вот мышка, она не заботится о том, что пить, что есть, во что одеться, где прилечь. Глядя на мышку Диоген понял смысл бытия, завёл себе посох и суму и стал ходить по городам и весям Греции, часто бывал в Коринфе и именно там поселился в большой круглой глиняной бочке.

     Скарб у него был невелик - в суме лежали миска, кружка, ложка. А увидев как мальчик-пастушок наклонился к ручейку и пьёт из ладошки, Диоген выбросил кружку. Его сумка стала легче и вскоре, заметив изобретение другого мальчика - тот наливал чечевичную похлёбку прямо в ладошку - Диоген выбросил и миску.

     ''Разбогатеть философу легко, но неинтересно'', - говорили греческие мудрецы и очень часто с нескрываемым презрением относились к житейскому благополучию.


     Один из семи мудрецов - Биант из Приены вместе с другими земляками уходил из взятого неприятелем родного города. Каждый вёз и тащил с собою всё, что только мог и лишь один Биант шёл налегке, без всяких пожитков.

     ''Эй, философ! Где же твоё добро?! - смеясь, кричали ему вслед: ''Неужели ты за всё жизнь так ничего и не нажил?''

     ''Всё моё несу с собой! ''- гордо отвечал Биант и насмешники з атихали.


     Живя в бочке, Диоген закалился. Он закалялся также специально - летом катался по раскалённому солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошённые снегом. Философ вообще любил шокировать своих земляков и, может быть, поэтому о его выходках сохранилось так много рассказов. Один из них знал даже гоголевский Павел Иванович Чичиков.


     Как-то в праздничный день, на базарной площади вдруг появляется босой человек в грубом плаще на голое тело, с нищенской сумой, толстой палкой и фонарём - ходит и кричит: ''Ищу человека, ищу человека!!''

     Сбегается народ, а Диоген замахивается на них палкой: ''Я звал людей, а не рабов!''


     После этого случая недоброжелатели спрашивали у Диогена: ''Ну как, ты нашёл человека?'' на что Диоген с грустной улыбкой отвечал: ''Хороших детей нашёл в Спарте, а хороших мужей - нигде и ни одного.''

     Диоген приводил в замешательство не только простой синопский и коринфский народ, но и своих братьев философов.


     Говорят, что однажды божественный Платон читал лекцию у себя в Академии и дал такое определение человека: ''Человек есть животное о двух ногах, без пуха и перьев'', - и заслужил всеобщее одобрение. Находчивый Диоген, который не любил Платона и его философию ощипал петуха и подбросил в аудиторию с криком: ''Вот вам платоновский человек!''.


     Скорее всего эта история - анекдот. Но придуман он очевидно, ориентируясь на удивительную способность Диогена философствовать самим действием, самим образом жизни.

     Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Рассказы об этих встречах обычно начинаются словами: ''Однажды Александр подъехал к Диогену.'' Спрашивается, с чего бы это великий Александр, у ног которого лежало несколько завоёванных царств, стал подъезжать к нищему философу Диогену?!

     Может быть рассказывать о таких встречах всегда любили потому, что нищий философ, пророк или юродивый могли сказать и говорили царям правду прямо в глаза.

     Итак, однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:


- Я Александр - великий царь!

- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.

- Не хочешь ли ты отобедать со мной?

- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.

- А ты меня не боишься?

- А ты - добро или зло?

- Разумеется - добро.

- Кто же боится добра?

- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?

- Отойди чуть в сторону, ты застишь мне солнце!


     Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: ''Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном''.


     Над Диогеном часто потешались, его даже били, но его любили. '''Это твои сограждане осудили тебя скитаться?'' - спрашивали его чужестранцы. ''Нет, это я осудил их оставаться дома'' - отвечал Диоген.

     Откуда ты такой взялся? - смеялись земляки. ''Я - гражданин мира!'' - гордо отвечал Диоген и, как действительно выяснили историки, был одним из первых космополитов. Помните, сколько раз в истории человечества, философов обвиняли в космополитизме и в отсутствии патриотизма?! А Диогена осудить и в том и в другом трудно. Когда на его родной город напали враги, то философ не растерялся, выкатил свою бочку и давай по ней барабанить. Народ сбежался на городские стены и город был спасён.

     И вот однажды, когда мальчишки-озорники взяли да и сломали его бочку, она ведь была из обожжённой глины, то мудрое городское начальство постановило - детей высечь, чтоб неповадно было, а Диогену выдать новую бочку. Поэтому в философском музее должны стоять две бочки - одна старая и сломанная, а другая - новая.

     Легенда говорит о том, что Диоген умер в один день с Александром Македонским. Александр - в тридцати трехлетнем возрасте в далёком и чужом Вавилоне, Диоген - на восемьдесят девятом году жизни в родном Коринфе на городском пустыре.

     А между немногочисленными учениками возник спор - кому хоронить философа. Дело, как водится, не обошлось без драки. Но пришли их отцы и представители власти и похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака, высеченная из мрамора. Позднее и другие соотечественники оказали Диогену почёт, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано:

     ''Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава

     Вечность саму превзойдёт и никогда не умрёт!''


Литература


1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М. - 1995.
2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. - М. - 1984.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. - 1979.
4. Фрагменты ранних греческих философов. - М. - 1989.
5. Нахов И.М. Философия киников. - М. - 1982.
6. Нахов И.М. Киническая литература. - М. - 1981.
7. Асмус В.Ф. История античной философии. - М. - 1965.
8. Шахермайр Ф. Александр Македонский. - М. - 1986.



Valid HTML 4.01 Transitional