картина караваджо ужин в эммаусе
Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601

современная трактовка ужина в эммаусе 
Diver&Aguiler рекламный принт для Riders Moda, 2010
 
Первое чудо Христа? — Превращение воды в вино на свадьбе в Кане (мать Иисуса заметила, что у молодоженов проблема: кончается вино, и попросила сына что-нибудь сделать — Ин. 2:1-12). Ваше право усомниться в престиже этого чуда по сравнению с исцелением сухорукого, хождением по водам и укрощением бесноватых. Но от факта, что вино и христианство переплетены очень тесно, вам никуда не деться.

Не смотря на то, что вином сопровождается масса христианских ритуалов, греческая идея опьянения как удовольствия для христианства совершенно неприемлема. Смысл вина в христианской традиции: открывать сердце разуму (а не терять его)

Хлеб и вино проскальзывают важной деталью полотен на евангельские сюжеты, конечно, не просто так. Но свернуть в самом начале поста в дремучую чащу происхождения христианской мифологии я не могу.

Давайте просто примем как аксиому: Вино, белая скатерть и жареная курица никогда, ни при каких обстоятельствах не могут быть просто вином, белой скатертью и жареной курицей, если рядом изображен Христос. Живописное полотно в данном контексте — это статья с могучим ссылочным аппаратом. Любой предмет на нем — отсылка к вполне конкретному отрывку из Писания или визуальный комментарий к нему.

Меня же сейчас интересует не трактовка таинства евхаристии у Караваджо, а трактовка Караваджо другими художниками. У «Ужина в Эммаусе» есть очень интересные сиквелы…

Караваджо

ba_ch 

Я смотрю на свою паспортную фотографию в 16 и сейчас — два разных человека. Я смотрю на «Вакха» Караваджо (слева) и на Иисуса (справа) — и закрадывается подозрение, что они гораздо больше похожи друг на друга, чем я на себя же в юности. Изобразить Христа без бороды, с несколько опухшим, женственным лицом — это было сильным ходом. Заказчики часто отказывались от картин Караваджо именно по этой причине: натуру для святых людей он находил неканоническую. И иногда — на самом дне. Его апостолы пугали своей откровенной «бомжеватостью».  

Ян ван Мегерен, «Ужин в Эммаусе»

verm 
Ян ван Мегерен, «Ужин в Эммаусе», 1937

Перед вами самая знаменитая подделка в истории живописи — псевдо-Вермеер, «Ужин в Эммаусе», созданная по мотивам картины Караваджо.
В свое время критики оценили Яна как посредственного художника, чем нанесли невосполнимый урон юношескому самолюбию. Ян решил утонченно посмеяться над ними, виртуозно подделывая самых «трудных» мастеров в истории живописи. Его подделки — это не удачные копии существующих полотен, а картины в стиле копируемых мастеров. Узнав, что большинство искусствоведов предполагают, что Вермеер учился в Италии, Ян избрал «Ужин в Эммаусе» Караваджо композиционной моделью для псевдо-Вермеера. Результатом его усилий стала картина, которая была признана самым авторитетным специалистом по Вермееру, как одно из лучших полотен художника и была продана за почти 4 миллиона долларов обществу Рембрандта. С «винной» точки зрения — картина Яна (к слову, весьма любившего выпить) безупречна.  Вино изображено в кувшине из белого фаянса, как на многих картинах самого Вермеера. Такие сосуды для вина начали производить в итальянском городе Фаэнца (откуда само слово «фаянс») в середине 16 века. За 50 лет они распространились по всей Европе и в начале 17 века стали очень модны.

Diver&Aguiler

Проект двух лондонских фотографов Майка Дайвера и Педро Агилера — серия снимков, рекламирующая одежду для байкеров — очень удачная цитата из Караваджо. Трактовка евангельских сюжетов в современном ключе, плюс сильно негламурные Христос и апостолы — фирменный стиль великого итальянца. И поскольку на принте запечатлены байкеры, авторы не могли, не погрешив против аутентичности, оставить на столе вино. 

fr
 
Любопытно просто поставить картину и фотографию рядом и мысленно сравнить два произведения:

Временной промежуток, разделяющий картину и фотографию — 409 лет. Картина создавалась недели, фотография — за один день (это притом, что Караваджо работал очень быстро, не делал набросков и создавая многофигурные композиции прямо на холсте). И то, и другое — коммерческие проекты. Караваджо брался за религиозные сюжеты неохотно, только с целью поправить свое материальное положение. И где можно, вставлял совершенно неуместные в религиозном контексте детали, как корзинка с фруктами на картине «Ужин в Эммаусе». На пропитанном холестерином ужине байкеров фрукты смотрятся также неуместно и настолько же — живописно. За картину Караваджо получил 150 крон или 370 золотых дукатов (эквивалент 1,2 кг золота). Сколько получили за фотографию Дайвер и Агилер, неизвестно. Сами они охарактеризовали свою работу как «Бойцовский клуб встречается с Караваджо».


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Анна, 28.09.2010

    Если я ничего не путаю, то этот ваш Ян ван Мегерен «погорел» при очень смешных обстоятельствах. Его, на сколько я помню, обвинили в продаже шедевра нацистам и он просто был вынужден признаться в том, что продал им подделку… свою подделку

  2. автор: Alex, 29.09.2010

    После войны Мегерена обвинили в разбазаривании национального наследия и присудили — смертную казнь! Он сказал — я впаривал нацистам подделки! Ему не поверили, и тогда он прямо в камере сделал образец такой подделки. Специалисты обалдели, и смертную казнь отменили. Вместо этого его стали судить за подделки. Дали всего год, но в ходе отсидки он умер от сердечного приступа — алкоголь и наркотики.

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.