картинки мушкетеры

Окончание
Начало здесь: Французская живопись 19 века. Исследуем картину Месонье Игра в пикет. Часть 1
Продолжение здесь: Французская живопись 19 века. Исследуем картину Месонье Игра в пикет. Часть 2

Загадка номер два: вино

Насколько исторически правдив диалог из «Трех мушкетеров»:
— Так что, все мы при деньгах? — спросил Д’Артаньян.
— Только не я, — возразил Атос. — Мне так понравилось испанское вино Арамиса, что я велел погрузить в фургон наших слуг бутылок шестьдесят, и это сильно облегчило мой кошелек.

Этот отрывок, если накинуться на него со всей дотошностью, ставит перед нами два непростых вопроса:

1. Мог ли Атос раздобыть в начале 17 века нехилую партию испанского вина (которое он попивает до конца романа)?

2. Могло ли это вино быть в бутылках?



Испанское вино во Франции

Испанцы обильно сдабривали пищу чесноком, перцем и шафраном, их вино было сладким. Во французской кухне этого времени  пряности не привечают, а французское вино — сухое, кисловатое на вкус. Непривычность средиземноморской кухни для французов прослеживается по запискам путешественников и по реляциям послов.

Т.о. у испанского вина изначально было очень мало шансов понравиться Атосу. Кроме того, в начале 17 века экспорт испанского вина падает, сельское хозяйство страны находится в упадке.


Бутылки

Стеклянные бутылки для вина во времена трех мушкетеров ( действие романа охватывает 1625-1627) — большая редкость. Итальянские бутылки были очень хрупкими и требовали дополнительной оплетки из прутьев для усиления прочности, а более прочные бутылки научились делать промышленным способом в Англии в 1640 г.  Если где-то в огороде вы выкопаете бутылку, то определить ее дату можно по форме:
bottle_form

Глядя на форму бутылки 1630 г., представьте каковы шансы довезти партию таких бутылок с вином из Испании на парусном корабле? Очевидно, что почти все побъется. Такая форма бутылки не приспособлена ни для транспортировки вина, ни для хранения: контакт с воздухом больше, чем в лежащей на боку цилиндрической бутылке. Вино будет прокисать.


Вино на картине «Игра в пикет»

Кувшины
На картине Месонье вино на мушкетерском столе — не в бутылках (что было бы анахронизмом) а в двух кувшинах — глиняном и оловянном. Глиняный кувшин украшен немудрящим орнаментом, что вполне соответствует статусу заведения: это ведь обычный трактир. Какая-нибудь «Сосновая шишка» или «Королевский меч». В рассматриваемое время это были весьма демократичные заведения — граф и плотник могли сидеть за соседними столами.

Бокалы
В 17 веке стекольные мастерские располагались в лесах, т.к. дерево служило основным топливом при производстве стекла. Разогреть кварцевый песок до нужной температуры при тогдашнем уровне техники не удавалось. Поэтому старинные изделия из стекла — мутноваты и содержат маленькие пузырьки. И только в 17 веке мастера научились производить полностью прозрачное стекло.  Форма бокала, которую держит мушкетер слева на картине «Игра в пикет» вполне распространенная и аутентичная — сравните с голландским бокалом того же времени. Из-за того, что стекло медленно остывало, бокалу сразу надо было придать его окончательную форму. Чем проще технология — тем проще форма.

Кстати любопытно, что мушкетеры на картине Месонье пьют вино из стеклянных бокалов. Рентабельнее для трактирщика были бы глиняные или оловянные кружки.

Винный этикет в 17 веке

imageВ 17 веке пить вино из бокала — такой же знак социального отличия, как сейчас — дорогие часы. Голландский художник и теоретик искусства Жерар Лересс писал, что художник должен изучать изящество, вращаясь среди социальной и интеллектуальной элиты, чтобы то, что он изображает передавало высшие моральные принципы и идеальную красоту. В своем руководстве по рисованию он в том числе уделил внимание тому, как утонченный человек должен держать бокал. Именно таким макаром держат свои бокалы знатные дамы на картинах знаменитого Яна Вермера.

Вино в 17 веке: до семи лет нельзя

Однажды восьмилетний Людовик XIII зашел вечером к своей сестре Елизавете и увидел, что ей наливают в кубок вино. Дофин возмутился: «Сестра, вы слишком молоды, чтобы пить вино; я пью его в этот час, но я на целый год старше!» и велел виночерпию более не подавать принцессе вина к ужину.

Предполагается, что читателям блога о вине больше 18.  Это предположение основано на концепции детской психики, которая в рассматриваемое нами время только зарождается. В основе этой концепции — убежденность в том, что ребенок — другое существо, со своим особым миром и особенной психикой. Вместе с этим представлением в быт европейцев входят специальная детская одежда, игрушки, детская литература, детская комната. Во времена мушкетеров ничего из этого не было и в помине. Ребенок считался маленьким взрослым. Зрелища вроде публичных казней или родов матери не считались чем-то, что детская психика вынести не может. То же касалось и вина: вино и пиво дети начинали употреблять очень рано.

Кроме того вино было основой многих гигиенических и медицинских препаратов того времени. Аристократы чистили зубы  коралловым порошком или измельченными устричными раковинами, смешанными с белым вином.

Покидая отчий дом, д’Артаньян получает от матушки рецепт бальзама, который «вылечивает все раны, кроме сердечных». В его состав среди прочего входили вино, масло, розмарин. Это вполне похоже на правду, так как большинство лекарственных средств того времени имели минеральную, растительную или животную основу.

Вместо заключения

Подводя итог микро-эпопеи, в которой я анализировал картину Месонье Игра в пикет, можно сделать однозначный вывод: вино и винная атрибутика изображена им очень точно. Это более тщательная художественная реконструкция времени, чем роман Александра Дюма, что естественно не умаляет его достоинств. Хотя лично я, перечитав «Мушкетеров» двадцать лет спустя был разочарован. Д’Артаньян, бывший в детстве мужским идеалом, уже не впечатлил меня. Что не могу сказать, например, о героях и романах Стивенсона, которые с честью выдержали проверку временем.

Кстати, жанровая французская живопись 19 столетия в стиле Месонье и в частности, мушкетерская линия, были резво поддержаны его учениками — Адольфом Александром Лесрелем и Франческо Винеа, картиной которого под названием «Хороший урожай» я и закончу этот пост:

картинки мушкетеры

Полезные ссылки и книги

imageПодарочное  издание Трех мушкетеров

Роман впервые проиллюстрирован живописными полотнами, рисунками, гравюрами, гобеленами европейских художников XVII века, современников героев книги. Воссозданию эпохи мушкетеров помогают историческая живопись, иллюстрации из французских изданий «Трех мушкетеров» 1854, 1884 и 1894 гг. Среди ценнейших свидетельств эпохи — гравюры Абрахама Босса и других мастеров XVII века. Подписями снабжены иллюстрации, изображающие подлинные исторические лица и виды Парижа XVII века.

Александр Дюма Три мушкетера. В двух томах. Номерованный экземпляр № 5Три мушкетера. Номерной резерв

Для фанатов - Настоящее издание отпечатано в количестве тысячи пятисот экземпляров, сто из которых изготовлены в переплетах из черной кожи и пронумерованы

Кожаные переплеты с золотым тиснением, трехсторонние золотые обрезы, ляссе. В этом издании впервые в России воспроизводятся все 250 иллюстраций выдающегося французского художника Мориса Лелуара, выполненные им для юбилейного парижского издания 1894 года. Также впервые публикуется письмо Александра Дюма-сына (в переводе М. Д. Яснова), написанное специально для парижского издания 1894 года. Книга дополнена очерком жизни и творчества А. Дюма, в который включен рассказ об истории создания «Трех мушкетеров», и обстоятельными примечаниями.

Ещё книга:  Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика ХIII

Русский форум посвященный романам Дюма (масса полезных ссылок и сведений по истории эпохи)

Бонус

Вдохновившись темой, Алекс сваял собственного Мушкетера,
в технике цифровой живописи. Кликните для увеличения.

Мушкетер_Blogovine.ru


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , ,

Похожие записи



Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.