Если не ошибаюсь, Яндекс иногда проводит чемпионаты по поиску в интернете. Там за пару секунд люди находят ответы на вопросы типа «В каком году Ойстрах приобрёл вторую скрипку Страдивари?»

Однозначно рекомендую всем, особено Святославу Денисенко, первому отгадавшему автора и названия гравюр Уильяма Хогарта принять в нем участие.  А один из полученных мною комментариев я специально приберег для этого поста, так как он серьезно облегчает мою сегодняшнюю задачу. Поэтому я начну сразу с сути: каков смысл гравюр Хогарта? Что автор пытался донести до зрителя? На мой взгляд, это вовсе не мысль «о вреде пьянства», как выразился один из комментаторов.


Крепкий алкоголь vs слабый алкоголь

Начиная с конца 17 века на ввоз вин в Англию был наложен запрет. Английское правительство начинает лоббировать производство джина, т.к. спрос на джин означал рост цен на пшеницу (сырье для джина). В двух гравюрах Хоггарт показывает два сценария будущего для одних и тех же людей:

а) если национальным напитком становится джин (крепкий алкоголь)
б) если национальным напитком остается традиционный для Англии эль.

Государственное лобби крепкого алкоголя. Знакомо, да? Думаю, не только по бутылкам дешевой водки в чужих корзинах в очереди в кассу, но и по фильмам вроде «Особенности национальной…» и многим подобным, где водка и бесконечное пьянство показаны как такая милая особенность русской души.

То, что волновало У. Хогарта, волновало и третьего американского президента, Томаса Джефферсона. Он был убежден, что отсутствие в Америке вина, кроме дорогого французского, приучает американцев к крепким напиткам. Вот что он пишет в одном из писем:

«Никакой народ не бывает пьян, если вино дешево, и никакой не бывает трезв, когда дороговизна вина заставляет вместо него повседневно пить жгучее спиртное. Воистину, это единственная альтернатива запрету на виски»

Детали гравюр

ulitПри разглядывании старинных гравюр можно быть уверенным в одном: в них нет случайных деталей. В качестве иллюстрации сказанного — привожу фрагмент Переулка джина, в котором вы видите улитку, ползущую в сторону пьяной женщины. 
Улитка — символ женственности и домовитости, но одновременно — это традиционный символ праздности (в православной традиции: уныния), одного из 7-ми смертных грехов. Таких «говорящих» предметов, на обеих гравюрах масса, и зная, что автор поместил их там с какой-то целью, очень интересно поломать голову над их расшифровкой. Лично я до сих пор не понял, что за инструмент висит за поясом у ближнего к нам мужика на гравюре Пивная улица.

peak Еще мне не ясен смысл шеста на доме с повесившимся человеком. Видно, что гроб и кувшин являются аналогами современных вывесок, сообщая прохожим, где найти контору гробовщика, а где — питейное заведение. Что в таком случае значит шест? Либо на нем что-то висело, что снял повесившийся хозяин (его заведение разорилось?), либо шест сам по себе является вывеской какого-то предприятия.  

А отличное общее описание обеих гравюр я получил в комментарии Алексея (см. комментарии к посту). Этот комментарий я не опубликовал сразу, поскольку из него не было ясно, как к этим выводам можно было прийти, анализируя гравюры. Публикую его сейчас, комментарием к этому посту — см. ниже.


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Алексей, 31.01.2010

    «Пей за пенни!»
    В своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» Хогарт показал самую уродливую и отвратительную гримасу родного города – повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле чая. Причины этого вполне понятны: ведь чай был привозным. Суэцкого канала в то время еще не существовало, поэтому в Индию и Китай приходилось плавать вокруг Африки на отнюдь не быстроходных парусных судах. Зато джин делался из отечественного ячменя по простейшим технологиям.
    Заметим, что джин, о котором идет речь, – вовсе не благородные «Beefeater» или «Gordon’s». То гнусное, кое-как перегнанное пойло, которое вливают в себя обитатели переулка Джина, никто и не думал очищать. А перечень веществ, которыми ему придавали крепости и большей привлекательности в глазах потребителей, способен надолго отбить аппетит современному читателю.
    С присущей ему наблюдательностью Хогарт изображает скелетоподобную худобу сидящего молодого человека и специфические язвы на ногах беспутной мамаши. Точно такие же язвы от потребления низкосортного суррогатного алкоголя можно лицезреть и сейчас на телах обитателей киевского «дна».
    Зато ядовитость напитка окупалась в глазах потребителей его доступностью. Девиз «Пей за пенни!» стал лозунгом охватившей город «джиномании». В результате смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.
    Удивительная сила воздействия, которое оказывала гравюра на современников, объясняется тем, что каждый персонаж, каждый жест по отдельности выписаны вполне реалистично, но вся катрина в целом имеет характер жуткой фантасмагории. И за ее второстепенными персонажами, кажется, вот-вот увидишь главного героя – самого дьявола с его свитой.
    Художник изображает, как несет ростовщику свой инструмент ремесленник (он уже никогда не будет работать – в глазах неутомимого труженика Хогарта, это страшный грех), домохозяйка – кастрюли. Мастеровые вместо стройматериалов везут на тачках упившихся товарищей, в то время как дома разрушаются и валятся прямо им на головы.

    Улица Пива
    А вот улица Пива дышит довольством и благополучием. Воздвигаются новые, светлые и комфортабельные дома, а мастера, изображенные с изрядной долей юмора, отдыхают от трудов праведных, чинно беседуя за кружкой пенного напитка.
    Единственное, чего не коснулось всеобщее благополучие, – это лавка ростовщика. Она обветшала и заколочена. Кстати, многие исследователи считают, что на обеих гравюрах изображена одна и та же лавка – композиция рисунков вполне допускает такое толкование. Получается, что ее здание – угловой дом перекрестка не только двух моделей поведения, но и двух времен: горькое настоящее и светлое будущее.
    Заметим, что, с точки зрения сурового ревнителя нравственности, пиво – вовсе не безалкогольный напиток, тем более, если речь идет о крепком английском эле. Но Хогарт не был ханжой. Кредо художника – не полный отказ от жизненных благ, а умеренность.
    Кстати, на многочисленных автопортретах он, как правило, изображал себя без парика и в простой суконной одежде, хотя, будучи довольно обеспеченным, вполне мог себе позволить бархатный камзол и кружевное жабо. В этом проявлялась общественная позиция: Хогарт намеренно выставлял свою принадлежность к «третьему сословию» и явно этим гордился.
    Особо отметим уникальный в истории случай, когда живописное произведение привело к политическим последствиям. Общественный резонанс после выхода в свет «Переулка Джина» и «Улицы Пива» был столь велик, что в том же 1751 году парламент принял акт, запрещающий незаконную (то есть без специального патента) продажу джина.

  2. автор: человек-хомяк, 25.11.2012

    «уникальный в истории случай, когда живописное произведение привело к тому, что парламент принял акт запрещающий -незаконную- продажу джина»
    во первых это очень сомнительно, а во вторых речь идет о незаконной (то есть без «специального» налога) продаже, что это меняет для потребителя

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.