Как вино стало современным: винная выставка в Сан-ФранцискоС ноября 2010 по апрель 2011 в SFMOMA, калифорнийском филиале Музея современного искусства в Сан-Франциско, проходит потрясающая винная выставка под названием How Wine Became Modern. «Как получилось, что вино из простого сельскохозяйственного продукта стало такой важной частью современности?»

Обычный формат винной выставки-ярмарки или винного фестиваля — это многочисленные стенды винодельческих хозяйств и столы для дегустаций. Но эта выставка не обычная, а художественная. В качестве гвоздя программы — не само вино, а его образы в культуре и искусстве. Поэтому дегустационный стол здесь всего один, да и тот… изображен на холсте. Прямо как нарисованный очаг в «Буратино».

Суд Парижа - слепая дегустация 1976 года - Блог о вине Беаты и Алекса
«Judgment of Paris 1976», Diller Scofidio +Renfro, 2010

Причем, на картине — не абстрактная дегустация, а конкретно-историческое событие. Суд Парижа 1976 года. Эта дата, известная каждому любителю вина  (посмотревшему фильм Bottle Shock/Удар бутылкой), принята устроителями выставки за низшую временную границу новейшей винной истории.

Суд Парижа - слепая дегустация 1976 года - Блог о вине Беаты и Алекса
Judgment of Paris, Diller Scofidio +Renfro, фрагмент

Идея выставки

Идея выставки впечатляет – показать примеры интеграции Малого-Мира-Вина в Большой-Мир-Современной-Культуры. Насколько вино подвержено духу и стилю своего времени? Новые винодельни выглядят не так, как в прежние времена, дизайн винной этикетки и винных аксессуаров – это поле активных художественных экспериментов, а в рекламных компаниях винных брендов участвуют признанные мэтры актуальной художественной культуры. Насколько вино интегрировано в современный кинематограф, живопись, фотоискусство? А в сетевую культуру, в медиа-пространство? Смыслы выставки распределены между двумя полюсами: Винная культура в зеркале современности — Современность в зеркале винной культуры.

Путеводитель по выставке

Как это показано? Общая экспозиция разбита на несколько тематических – «Суд Парижа», «Терруар», «Дизайн этикетки», «Архитектура виноделен» и так далее. Ниже — краткий путеводитель. Вроде бы — по выставке, но на самом деле — по миру винной культуры, т.к. тематические разделы этой необычной выставки охватывают практически все сферы бытования вина в современной культуре. Если вы не собираетесь в ближайшее время посетить Сан-Франциско, можете узнать подробности прямо здесь и сейчас.

Суд Парижа / The Judgment of Paris

На вопрос «когда именно началось победное шествие вина в современном мире» отвечает самая первая экспозиция – с тем самым единственным на всю выставку дегустационным столом, запечатленным на фото-фреске.

Экспозиция Суд Парижа 1976 на выставке Как вино стало современным
«Judgment of Paris 1976», Diller Scofidio +Renfro, 2010

Помимо исторической нагрузки, полотно примечательно своими художественными особенностями, которые любитель гиперреализма оценит по достоинству. Вызовут уважение также и внушительные размеры, коррелирующие, очевидно, со значимостью изображаемого события — композиция а ля Тайная Вечеря достигает в длину 7 метров, и ее персонажи изображены в натуральную величину. Что, наверное, по замыслу художников должно ещё больше усиливать чувство исторической достоверности и некоей даже сопричастности и вовлеченности зрителя в историю 35-летней давности. Почти музей восковых фигур. Хочется взять со стола бокал и принять участие в судьбоносной для мира вина дегустации.

Экспозиция Суд Парижа 1976, фрагмент - на выставке Как вино стало современным
«Judgment of Paris 1976», фрагмент

Конечно, экспонат сопровождает и информационная поддержка – история 1976 года изложена в небольшой книжной и газетной экспозиции. Здесь же и «звезды» тогдашних событий – победвшие на той слепой дегустации вина – Шато Монтелена и Прыжок оленя.

Терруар / Terroir

«Терруар» — вторая экспозиция выставки. Несмотря на глобализацию и распространение виноделия по всему миру, терруар и чувство места, земли, остается чем-то вроде Святого Грааля для основной массы виноделов, не оставляющих идеи делать уникальные вина в эпоху всеобщей унификации и стандартизации. Те, кто смотрел Мондовино, знают, о чем речь. И эта сугубо профессиональная ценность проникла в последние десятилетия и в массовое сознание. Понятие терруара ушло в народ. Аутентичность продукта виноделия – то, что представляет безусловную ценность и для потребителя.

Терруар - Винная выставка Как вино стало современным - Блог о вине Беаты и Алекса
Экспонаты галереи «Терруар»

Идее терруара – как центральной идее виноделия — посвящена инсталляция с почвами, привезенными из самых разных мест планеты — от новозеландских виноградников Cloudy Bay до мозельской земли J.J. Prüm. Кусочки «плодородной грязи» заключены в чашки Петри и сопровождены специальными описаниями — географическими, климатическими, историческими, технологическими. А также авторы экспозиции не смогли удержаться от поэтизации темы – экспонаты сопровождаются ещё и цитатами деятелей культуры о вине и виноделии.

Виноградная лоза _ Экспонат винной выставки Как вино стало современным - Блог о вине Беаты и Алекса
Инсталляция «Виноградная лоза»

А эта икебана — ещё одна инсталляция в разделе «Терруар» — призвана напомнить всем любителям вина и деятелям мирового винного рынка «о корнях», об истоках вина, с чего, собственно, всё начинается. Удовольствие от потребления вина для одних и прибыль от его продажи для других — это конечные стадия длиннейшего «пути вина», в начале которого – земля, лоза, труд виноградаря.

Всемирное вино / Worldwide Wine

Эта часть выставки представляет из себя анимированную визуализацию винной географии. Она призвана продемонстрировать существенные сдвиги в мировом производстве и потреблении вина в течение последних 30 лет.


Проекция спутниковой аэрофотосъемки виноградников

Посетитель, например, может увидеть сокращение земель, отведенных под виноградники в Европе, и расширение площадей виноградников в Новом свете, на новых широтах.


Проекция спутниковой аэрофотосъемки виноградников

Другие анимации демонстрируют взаимосвязанность мира. Политические, экономические и культурные события воздействуют на мир вина, на перераспределение земель, угасание, возрождение или бурное развитие виноделия в том или ином регионе мира.

Производство вина / Modern Production


Инсталляция «Вино, дуб, цвет»

«Производство вина» — экспозиция, целью которой стало напомнить потребителю, что труд винодела заключается не только в веселом танце босиком в бочке с виноградом. Технология производства вина гораздо разнообразнее. В частности, выдержка в дубовых бочках. Что, кстати, влияет на цвет вина. Инсталляция из бутылок с белым вином и дубовым наполнителем с очевидностью это демонстрирует.


Инсталляция «Добавки»

Кроме того, выставка заостряет внимание посетителя на проблеме «рукотворности» и «технологичности» вина. Это, конечно, продукт естественного брожения виноградного сока, но количество химии, которую используют в процессе производства вина, впечатляет. Эта часть экспозиции транслирует страхи потребителя перед прогрессом химической промышленности и актуализирует модную тенденцию «органического» виноделия.

Винная этикетка / Label Wall

Винная этикетка – это давно уже поле сражения художественных амбиций, а не просто информативная наклейка с гербом хозяйства. То, что в Шато Мутон-Ротшильд начиналось 70 лет назад как супер-оригинальный проект, теперь чуть ли не обыкновенная практика.

Винная этикетка - Раздел выставки - Как вино стало современным
«Стена этикеток»

«Стена этикетки» — представляет лучшие, оригинальные, победившие во многих конкурсах дизайна винные этикетки. Провокационные и инновационные проекты классифицированы по изобразительным сюжетам, например, «добро и зло», «эротика», «грехопадение».

Дизайн винной этикетки _ Блог о вине Беаты и Алекса
Фрагмент «Стены этикеток»

Или, например, по признаку сходства вина и человека. Как в дизайне этикетки для австрийского Gut Oggau. Вина как люди – молодые или старые, агрессивные или мягкие, свежие, легкие, игривые или богатые, глубокие, сложные – каждое со своим индивидуальным характером. Художники из рекламного агенства Jung von Matt Vienna воспроизвели на этикетках лица трех поколений винодельческой семьи – бабушек-дедушек, родителей и внуков. По их мысли, это отражает разнообразие продукции Oggau Estate, выпускающего 9 различных вин, молодых и выдержанных.

Посуда для вина / Glassware

Наряду с другими артефактами визуальной и материальной культуры, сопряженной с вином, драматические изменения претерпела и посуда для вина. Декатнеры и бокалы стали объектом пристального внимания дизайнеров. Для каждого типа вина появилась своя форма бокала, которая способствовала большему раскрытию ароматического потенциала вина.

Посуда для вина - Выставка - Как вино стало современным
Галерея « Glassware», экспозиция «Каждому типу вину свой тип бокала»

Кроме того, дизайнеры решили, что это поле для проявления их формотворческого остроумия, и мы теперь имеем очень нестандартные формы винной посуды:

Декантер как стеклянная модель сердечно-сосудистой системы
Декантер Etienne Meneau

Например, художник из Бордо Etienne Meneau, вдохновленный французским парадоксом (прекрасное сердце при регулярном умеренном употреблении красного вина) придумал декантеры в форме стеклянной модели сердечно-сосудистой системы. На выставке представлены несколько образцов, вышедших из его художественной мастерской.

Декантер в виде сердечно-сосудистой системы - Французский парадокс
Декантер Etienne Meneau

Архитектура и винный туризм / Architecture and Tourism

Новейшая архитектура виноделен
Фотогалерея «Архитектура виноделен»

В архитектурном зале выставки представлена широкая картина того взрыва строительства новых виноделен по всему миру, который произошел в последние 20 лет. Посетитель может сориентироваться по карте мира, где расположены 200 из наиболее значимых архитектурных объектов, посмотреть фотографии каждой винодельни и более близко познакомиться с проектами некоторых из них.

Bodegas-López-de-Heredia_Zaha-Hadid - Бодега Лопес де Эредиа - Заха Хадид
Архитектор Заха Хадид, павильон-«декантер» при въезде в винодельню Лопес де Эредиа, Испания, Риоха

Bodega-Ysios_Santiago-Calatrava - Бодега Исиос - Сантьяго Калатрава
Архитектор Сантьяго Калатрава, винодельня Исиос, Испания, Риоха

Marqués-de-Riscal_Frank-Gehry - Маркиз де Рискаль - Фрэнк Гери
Архитектор Фрэнк Гери, гостиница при винодельне Маркиз де Рискаль, Испания, Риоха

Вино и массовая культура / Taste and Popular Culture

Между виноделом и потребителем вина стоит целая армия посредников, которые формируют информационное и культурное поле винной сферы. И это не только знаменитые винные критики вроде Роберта Паркера, специализированные журналы и профессиональные сомелье. Мы испытываем на себе воздействие самых различных источников информации. Вино – в книгах, в фильмах, в живописи, в фотографии, в рекламе, на YouTube.

Видео - Винная выставка - Как вино стало современным
Видео Dennis Adams, SPILL, 2009

Восемь мониторов зала, посвященного массовой винной культуре, постоянно транслируют попурри из изображений, обращающихся в пространстве массовых коммуникаций. Экспозиция знакомит посетителя японскими винными комиксами «Капли Бога», а также с видеоинсталляциями европейских художников с сюжетами, снятыми в Бордо, и нарезками из фильмов и телевизионных программ.

Коллаж - Массовая винная культура - Культура вина - Вино в масс-медиа
Marco Brambilla. Винный коллаж «Ritual Composition No. 1, фрагмент

Весь этот хаос образов обрушивается на потребителя изо всех коммуникационных щелей. Выставка в SFMOMA, по мнению устроителей, как раз и призвана упорядочить и структурировать этот информационный поток.

Стена запахов / Smell Wall

Стена запахов - Запах вина - Аромат вина - Винный аромат
«Стена запахов»

Напоследок посетителю выставки предлагается вспомнить, с чем всё-таки он имеет дело – и окунуться в разнообразие запахов вина. «Стена запахов» — в этой части экспозиции можно с помощью собственного носа убедиться в богатстве винных ароматов. Художники не удержались от иронии — посетитель имеет возможность вдохнуть и некоторые из наиболее спорных запахов, которые иногда обнаруживаются в вине, например, запах бензина, который источает немецкий Рислинг 2004, или аромат под названием «в клетке хомяка», которым обладают некоторые вина северной Роны. Однако и – запахи вин с легендарной дегустации 1976 года.

Стена запахов - Запах вина - Аромат вина - Винный аромат
«Стена запахов»

Этот последний подарок от организаторов выставки имеет особый смысл. Так как вся экспозиция выставки закольцована, то вдыхая на выходе ароматы Шато Монтелена и Прыжка Оленя, посетитель уже совсем другими глазами смотрит на картину «Суд Парижа», с которой он начинал осмотр. Он понимает, почему эти вина победили тогда.


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: dina, 25.01.2011

    Большое настоящее искреннее спасибо за информацию, благодаря вам и интернету хоть погрузиться в мир волшебства и красоты. Хотелось бы поехать в Сан-Франциско, но это не в Париж или Милан слетать.Но буду работать и работать в нашем винном магазине почти как Гари Вайнерчук и обязательно съезжу в будущем. И с Новым 2011 Годом! Исполнения всех желаний в винном мире!

  2. автор: Beata, 25.01.2011

    Отличный план, Дина )) Будьте как Гари, и Сан-Франциско — ваш.
    С Новым годом!

  3. автор: Ирина, 29.01.2011

    Да…впечатляет!
    Большое спасибо за интересную информацию!
    Как часто проходят выставки такого рода,может быть есть
    программы на этот год?
    Выставки о вине-самая продвинутая идея формирования значимости культуры в этом плане!
    «Вино как человек!»…здорово!
    Блогу-большой респект и дальнейшего развития!

  4. автор: Beata, 29.01.2011

    Все экспонаты, которые вы здесь видите, раньше были показаны по отдельности в рамках других мероприятий. Здесь их просто собрали воедино — и получили ошеломляющий кумулятивный эффект — стало понятно, что винная культура — это уже весьма мощная часть культуры общечеловеческой. Пока таких выставок ещё не было. Думаю, последуют, так как материала во всех сферах — в архитектуре, дизайне, живописи, кинематографе — уже набралось порядочно. Мы будем следить за этим, это наша любимая тема, практически вся рубрика ИСКУССТВО посвящена этому.

  5. автор: Андрей, 31.01.2011

    слияние двух стихий всегда сопровождалось овациями.

  6. автор: Beata, 31.01.2011

    В данном случае — Wine & Art?

  7. автор: oleg, 24.04.2011

    Охринетительно!!!Гран мерси!

  8. автор: Beata, 24.04.2011

    Мерси устроителям выставки )) Обязательно пересмотрите фильм Боттл шок, там — с чего всё это начиналось, весь этот процесс победоносного шествия вина )) Вот здесь у нас подробнее о фильме, и о Парижской дегустации, о которой фильм, и о винах Шато Монтелена и Прыжок оленя: http://blogovine.ru/bottle-shock Смотрите там ссылку на сайт Шато Монтелена, к нему, помимо всего прочего, прикручен блог, который ведут работники винодельни — ну весьма!

  9. автор: Xandy, 17.01.2012

    Appreciation for this inrfomaiton is over 9000-thank you!

  10. автор: Beata, 18.01.2012

    Thank you ))

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.