UPD, впервые опубликовано в 2009

…если бы Леонардо рисовал фантики для конфет…

Есть любовь и есть брак. Есть вера и есть церковный ритуал. Есть фундаментальная наука и есть прикладная. Есть, наконец, высокое искусство и — искусство прикладное, оформительское. Ну, вот как если бы Леонардо да Винчи рисовал фантики для конфет. Или — винные этикетки. Никому не надо объяснять разницу между этими вещами, все ее чувствуют. Хотя, конечно, в жизни все эти понятия и реалии спутаны. Иногда в редких счастливых случаях брак есть любовь, иногда религиозный человек действительно верует, иногда в ходе прикладных научных экспериментов рождается фундаментальное знание об устройстве мира. Как говорится, иногда бывает всё. Иногда художник просто оформляет какой-нибудь интерьер, но если это фреска Сикстинской капеллы или роспись потолка в Парижской Гранд Опера — то такое «прикладное» искусство мы уже вносим в Пантеон Великого Искусства и пишем с большой, очень большой, буквы.

Художник на винодельне

Владельцы Chateau Mouton-Rothschild, производящие свое знаменитое вино, придумали ещё в сороковые годы ХХ века привлекать к созданию винных этикеток не рядовых оформителей, а настоящих, больших, даже — всемирно известных художников своего времени. И положили тем самым начало традиции, которая не прерывается по сей день.

.

Казалось бы — чего тут особенного? Это может рассматриваться и как обычная, ну, чуть более изобретательная, деятельность производителя по продвижению своей винодельческой продукции. Но — тут как раз тот случай, когда время само по себе — вроде бы совершенно внехудожественный фактор — начинает вдруг вносить дополнительное художественое содержание. Сама долговрменость и непрерывность мероприятия превращает его в совершенно уникальный художественный проект. Такой длительный арт-марафон и не снился современным устроителям художественных акций. Почти семьдесят лет!

.

Не так всё просто

Тут необходимо заметить, что середина прошлого века — это время, когда дизайн ещё только начинал свое победоносное шествие в культуре. Это сейчас всё на свете подвергается тотальной эстетической обработке. Всякое изделие, всякая вещь, всякий товар непременно упаковывается в красивый дизайн. Эстетика «подачи» товара, продвижения товара к потребителю стала важным средством удвоения сущности, умножения потребительской стоимости. Всего за полвека изначально второстепенная, обслуживающая коммерческие цели работа художника превратилась в самостоятельную профессию, престижную и модную.

А в те давние годы художник стеснялся «обслуживать» торговлю, это считалось сильно приземленным видом художнической деятельности, и «творца» надо было ещё уломать «снизойти» до оформления винной этикетки. То есть, виноделу надо было довольно плотно вращаться в художественных кругах, и вообще, быть своим в сфере культуры, чтобы суметь увлечь такой идеей какую бы то ни было знаменитость от искусства. Барон Филипп де Ротшильд — правнук первого владельца шато, Натаниэля Ротшильда, возродивший начинание своего прадеда после 1922 года — таким и был.

.

Землю попашут — попишут стихи

Ротшильды вообще обладают широкой гаммой талантов: барон Филипп перевел на французский язык стихи поэтов елизаветинской эпохи и пьесу драматурга Кристофера Фрея «Не сжигайте леди». Его дочь Филиппина была отмечена как актриса, а племянница Николь стала кинорежиссером. Лорд Виктор Ротшильд, глава лондонской ветви семьи – известный биолог, преподававший в Кембридже, а Леопольд де Ротшильд – признанный пианист.

Но самый главный и общепризнанный талант семейства – извлекать немалые деньги из любого хобби. Филипп де Ротшильд как раз и принадлежал к той породе людей, о которой Чехов как-то сказал свое знаменитое: человек, умеющий наладить производство канители, ничем не хуже и не ниже человека, умеющего нарисовать лошадь. Ротшильды сумели великолепно наладить своё «производство кантители». Они умеют создавать действительно хорошее вино. Их Шато Мутон-Ротшильд (Chateau Mouton-Rothscild) — из разряда так называемых великих вин Бордо, Grands Vins de Bordeaux.

В 1973 г. Мутон-Ротшильду официально присвоили статус шато Premier Grand Cru Classe. Если до этого на их винных этикетках красовался девиз «Первым быть не могу, вторым – не хочу, называюсь Мутон» («Premier ne puis, second ne daigne, Mouton suis»), то с 1973 года барон его переписал на «Первым стал, вторым был, Мутон не меняется» («Premier je suis, second je fus, Mouton ne change»).

.

Художник и тщеславие

Будучи человеком разносторонних интересов, Филипп де Ротшильд общался со многими художниками, писателями и поэтами. Многие из них были его друзьями. Гостями шато были Леон Бакст, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Жан Кокто. Сначала гении не спешили снизойти до такой мелочи, как оформление бутылочной наклейки. Но личная дружба барона со знаменитостями сыграла свою роль, и когда на этикетках засветились великие имена, то уговаривать уже никого не приходилось. Тщеславие — спутник гения, оказаться в компании избранных было довольно лестно. И в 1955 г. Жорж Брак уже сам предложил Ротшильду свои дизайнерские услуги. За ним последовали этикетки от крупнейших художников эпохи — Сальвадора Дали, Жоана Миро, Марка Шагала, Энди Уорхола. В 2002 году этикетку для Мутон Ротшильд нарисовал Илья Кабаков. Принц Чарльз, большой художник, попал в список избранных со своим осенним пейзажем — для вина урожая 2004 года. Это стало весьма престижно — поучаствовать в марафоне Ротшильдов, просто ради славы. Ну, и в награду художники по традиции получают несколько ящиков красного Шато Мутон Ротшильд, с этикетками собственного производства. И это совсем не символический приз — на Сотбис бутылка 2000 года уходила по цене от 15 до 25 тысяч долларов. Этикетки писали в основном здравствующие художники, но было и несколько репродукций работ уже ушедших авторов. Например, Василия Кандинского и Пабло Пикассо.

.

Выставка баронессы

Некоторое время назад наследница виноградников, баронесса Филиппина де Ротшильд (22.11.1933 — 23.08.2014), придумала возить по миру художественую выставку с коллекцией знаменитых этикеток. Четыре года назд она была и в России, и наши арткритики весьма обоснованно называли эту выставку энциклопедией искусства ХХ века, настолько широк и представителен список ее авторов. В сети полно информации об этом событии, хотя лучше ознакомиться с этой коллекцией на сайте самих Ротшильдов, где всё это можно найти в полном объеме, или на одном из сайтов об искусстве, где изображения этикеток выложены в несколько лучшем разрешении.

.

Наши — лучшие!

Интересно сравнивать этикетки друг с дружкой. И хотя в режиме реального времени никто там ни с кем не соревновался — каждая этикетка возникала раз в год как индивидуальное авторское высказывание — тем не менее, когда воспринимаешь их все вместе, легко конструируется ситуация некоего художественного конкурса, на который поданы различные заявки с вариантами прочтения одной и той же композиции. Надо думать, опосредованно соревнование всё же было — каждый последующий художник не должен был ударить в грязь лицом на фоне произведений предыдущих.

.

Я изучила всю коллекцию, и при просмотре у меня случился приступ патриотизма — на мой взгляд, «наши» уверенно среди лучших. Правда, так скажем, в командном зачете. Так как индивидуальную пальму первенства я бы отдала этикетке Пабло Пикассо для вина урожая 1973 года — года, когда великий художник ушел из жизни, и когда шато Мутон-Ротшильд стало премьер гран крю. Её хоть делал и не сам мэтр — в этикетке была использовано его произведение с разрешения наследников — тем не менее выглядит она весьма оригинально. Но этикетки Марка Шагала, Кандинского и Ильи Кабакова — безусловно, одни из лучших. Чтобы быть совсем уж справедливыми, следует ещё выделить несколько этикеток, например, замечательные вещи Роберта Уилсона или Энди Уорхола. А Дали — разочаровал.

.

Итак, виноделие и большое искусство подолжают встречаться под эгидой дома Ротшильдов вот уже почти семьдесят лет. Интересно, кто из известных художников современности удостоится чести стать очередным оформителем этикетки в наступающем сезоне сбора урожая на виноградниках шато Мутон-Ротшильд?

Беатрис Александер
30.06.2009

UPD:
Этикетки для Шато Мутон-Ротшильд
урожаев последних лет:
2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012

Chateau-Mouton-Rothschild-2006 . Chateau-Mouton-Rothschild-2007
Шато Мутон-Ротшильд 2006. Художник Люсьен Фрейд (Lucian Freud)
Шато Мутон-Ротшильд 2007. Художник Бернар Венет (Bernar Venet)

Chateau-Mouton-Rothschild-2008 . Chateau-Mouton-Rothschild-2009
Шато Мутон-Ротшильд 2008. Художник Сю Лей (Xu Lei)
Шато Мутон-Ротшильд 2009. Художник Аниш Капур (Anish Kapoor)

Chateau-Mouton-Rothschild-2010 . Chateau-Mouton-Rothschild-2011
Шато Мутон-Ротшильд 2010. Художник Джефф Кунс (Jeff Koons)
Шато Мутон-Ротшильд 2011. Художник Ги де Ружмон (Guy de Rougemont)

Этикетка для Шато Мутон-Ротшильд 2012 .
Шато Мутон-Ротшильд 2012
Художник Мигель Барсело (Miquel Barceló)

Автор: Беатрис Александер
Опубликовано: 30.06.2009
Обновлено 05.12.2022


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Алик, 12.06.2015

    Хорошая история, достойный проект, этикетки очень интересные. Мой выбор — Марк Шагал и Энди Уорхол.

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.