Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий

***

Вакханки. Еврипид. Древнегреческая трагедия

Любитель вина! Читал ли ты «Вакханок» Еврипида? Древнегреческая трагедия, 405 г. до н.э.? Знаешь ли ты, что такое настоящие вакханалии? Кто он на самом деле, Дионис?

Леденящая душу история! Ничем не уступает какому-нибудь голливудскому ужастику. Древнегреческие мифы вообще — тот ещё хоррор. А сюжет «Вакханок» — вообще просто мрак кромешный. Месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков-потрошителей! Он насылает на людей безумие, и те рвут друг друга на части.

Ниже, пунктиром — содержание «Вакханок» и наши комментарии. Запаситесь терпением и бутербродами — это не самый короткий в мире пост. А ещё лучше — бутылочкой вина.

Сюжет «Вакханок». Новый облик Диониса

Дионис – бог, произошедший от Зевса и простой смертной, и эта двусмысленность происхождения — преследует его. Он крайне нетерпим к тем, кто сомневается в «лигитимности» его положения на Олимпе. Уже интересно — бог, страдающий комплексом неполноценности.

А фиванский царь Пенфей и его мать Агава – как раз не верят в божественное происхождение Диониса, говорят, что мать Диониса понесла от простого смертного, а про Зевса – придумала. И вообще они против культа Диониса. Им не нравится, что женщины массово срываются в вакханалии несколько раз в году. Пенфей хватает Диониса, принявшего вид странника, связывает его и запирает в хлеву.

Античная трагедия. Еврипид. Вакханки

Дионис оскорблен. И за мать, и вообще — смертные подняли голос против бога! Он придумывает и реализует неимоверно коварный план мести. Для начала он  организовывает небольшое землетрясение, разрушает дворец Пенфея, но это цветочки. 

Древнегреческая трагедия. Еврипид. Дионис. АгаваПенфею и его матери, Агаве, не нравятся вакханки? — Он лишает разума Агаву.  Помимо ее воли делает ее своей страстной последовательницей, одержимой менадой. Отправляет в горы с толпой других обезумевших женщин, погружает в пучину разгула и оргий. Чтобы? Чтобы в конце концов ее руками наказать своих врагов. Откроем карты сразу – обезумевшая мать, будучи под наваждением, насланным на нее Дионисом, убивает Пенфея, собственного сына (!), рвет его на части (!!) и возвращается в город с его головой(!!!), насаженной на тирс – жезл Диониса. Вот эта кульминационная сцена трагедии:

Но он молил напрасно: губы пеной
У ней покрылись, дико взор блуждал, -
И рассуждать была она не в силах:
Во власти Вакха вся тогда была.
Вот в обе руки левую берет
Злосчастного Пенфея руку, крепко
В бок уперлась и… вырвала с плечом -
Не силою, а божьим изволеньем.

Античная трагедия. Еврипид. Вакханки

Ино с другой напала стороны
И мясо рвет. Явилась Автоноя.
За ней толпа. О боги, что за крик
Тут поднялся! Стонал Пенфей несчастный.
Пока дышал, и ликований женских
Носились клики. Руку тащит та,
А та ступню с сандалией, и тело
Рвут, обнажив, менады и кусками,
Как мячиком, безумные играют…

Одурманенная Дионисом Агава думает, что напала на льва, и голову сына «головой считает львиной». Она повергает горожан в ужас, хвастая перед всеми своим охотничьим трофеем. Но в планы Диониса не входит оставлять удачливую «охотницу на львов» в неведении. Он дает матери опомниться и понять весь ужас произошедшего.

Древнегреческая трагедия. Вакханки. Агава

- А чье лицо в руках твоих, Агава?
- Чье? Это — лев… Так мне сказали там…
- Вглядись в него, труд не велик, Агава.
- А!!! Что я вижу? Что я принесла?!

Далее следует самая потрясающая сцена спектакля — плач Агавы: «За мать безумную неужто ж сын в ответе?» Пояснения переводчика, Иннокентия Анненского: «Это было одно из сильнейших мест трагедии. Агава стремится обнять останки и не смеет коснуться до них оскверненными руками, наконец она побеждает свой религиозный страх и с плачем, с причитаниями покрывает поцелуями отдельные куски Пенфеева тела.»

Античная трагедия. Еврипид. Вакханки. Плач Агавы

В последней сцене выходит Дионис и добивает несчастную семью – отца Агавы превращает в дракона, его старую жену – в змею, а Агаву с сестрами, руками которых он разорвал Пенфея, отправляет в изгнание – видимо, посчитав, что они ещё недостаточно наказаны за непочтительность, а также в назидание всем остальным смертным:

Античная трагедия. Еврипид. Вакханки. Дионис

Я говорю вам это, сын Зевеса,
Не смертным порожденный Дионис.
- Ты прав, о бог, но чересчур суров!
- Я, бог, терпел от смертных поношенье!
- Но разве смертный гнев пристал богам?
- Отец мой Зевс все порешил давно.
Что медлить! Рок свершится все равно!

Античная трагедия. Еврипид. Вакханки. Триумф Диониса

Кажется, причины распространенности культа Диониса начинают проясняться. Очевидно, страх прогневить злопамятного бога — способствовал этому не в последнюю очередь. И наоборот, почтительная богобоязнь могла сильно облегчить жизнь смертному:

Вот если б скромно вы тогда почтили
Во мне рожденье Зевса, я б теперь
Вам счастье дал, как верный ваш союзник…
О смертный! Если небо ты презрел,
Взглянув на эту смерть, в богов уверуй!

Как современники Еврипида восприняли такого Диониса?

Откровение для нас, Дионис из «Вакханок» совершенно не был откровением для греков, пришедших в афинский акрополь на премьеру спектакля. Миф о смерти Пенфея, растерзанного своей матерью по наущению Диониса, был известен грекам и до Еврипида. Никакой новой трактовки образа Диониса у Еврипида не было. Этого и быть не могло — на премьере, помимо рядовых афинян, была вся официальная верхушка города, и главное — все жрецы. Никто и не допустил бы никакого нарушения общепринятой мифологии. Да, собственно говоря, Еврипид участвовал и победил других авторов в конкурсе на лучшую пьесу о богах. Какая-то альтернативная трактовка мифа просто не прошла бы конкурс. Дионис таким и был — жестоким и кровавым богом. Мы проиллюстрировали сюжет фотографиями современных театральных постановок, но могли бы — и древними изображениями. Сцены этого мифа были во множестве запечатлены на вазах, в скульптуре, в настенной мозаике и фресках – задолго до Еврипида. Вот только два примера самых хорошо сохранившихся образцов краснофигурной керамики:

Краснофигурная ваза

Гибель Пенфея. Античная краснофигурная ваза. 480 г. до н.э. На одной стороне чаши – Дионис с вином, на другой – разодранный Пенфей, между ними – менады с частями тела Пенфея в руках.

Античная ваза

Пенфей, раздираемый Агавой и Ино.
Античная краснофигурная ваза. 450-425 г. до н.э.

Как МЫ воспринимали Диониса до Еврипида?

Греки прекрасно представляли себе, кто такой Дионис. Удивлены не они, удивлены — мы. Оказывается, современная культура совершенно утеряла представление об этой второй, темной, стороне Диониса. Наше представление о боге вина складывается из образов, созданных живописцами Возрождения и более поздних времен. А у них Дионис изображен, в основном, красивым женственным юношей в венке из виноградных листьев, в окружении грациозных обнаженных менад, весьма напоминающих наших мисс мира. Трудно заподозрить под таким фасадом что-то суровое. Мы даем названия «Дионис», «Бахус», «Вакх» нашим увеселительным заведениям, думая, что подчеркиваем тем самым их развлекательную функцию. Нам и в голову не приходит, что на вывеске над входом в модный винный бар красуется имя кровожадного бога-маньяка. Вакханалии для нас – веселые попойки с сексуальными приключениями, и жертвоприношения крупного рогатого скота как-то не входят в программу наших винных праздников. Вакханками мы иронично называем женщин легкого поведения, и сильно удивились бы, если бы они не то что порвали на части, а если бы они просто обидели хотя бы кролика.

Но после Еврипида мы вынуждены признать, что нам следует отказаться от того поверхностного представления о Дионисе и его культе, который у нас был раньше.

Что нового открыл нам Еврипид

Оказывается, источник безумия и кровожадности менад — то, что не давало нам покоя в культе вина — не в самих менадах, а — в их боге. И Еврипид, и вообще греки, считали, что менады/вакханки действовали не по своей воле, они были одержимы Дионисом, движимы наваждением, которое он насылает на людей. Это не они кровожадны – это ОН кровожаден. Еврипид сообщил нам, что вакханки – всего лишь орудие в руках бога.

(Заметим в скобках, что это вообще характерно для древнего сознания – считать, что человек не свободен в своих поступках, что его жизнью управляет судьба, рок, боги. Виноградарь вырастил хороший урожай – значит, Дионис послал ему свою милость. Вино не получилось – значит, винодел чем-то прогневил своего бога. Если женщина испытывает непреодолимую тягу присоединиться к вакханалиям – значит, Дионис ее позвал. А если она остается дома, это тоже — не свободный выбор здравомысленной женщины, а просто — Дионис не счел нужным наделить ее страстной душой.)

Новые вопросы: Бог веселья или бог безумия?

Так кто он, Дионис? Что за непонятный бог? Откуда такая двойственная природа? Дарить веселье, утешение, забвение, отдохновение, удовольствие от вина – с одной стороны, и жестоко наказывать, насылать безумие, ввергать в дикие, ужасные, кровавые игрища – с другой. Веселый и легкий бог вина, как мы раньше думали, вдруг оказался, по Еврипиду, крайне злопамятным, мстительным и жестоким богом. Откуда это? Откуда эта темная, страшная ипостась бога вина?

Ответ может быть здесь

Мифология о рождении и детстве Диониса – вот что сразу сильно проясняет ситуацию с его жестокостью. Оказывается, там была такая «родовая травма», а детство бога было омрачено такой кровавой бойней, что на выходе мы имеем то, что имеем. Читать продолжение

Источники фото:
life.com, ingmarbergman.se, kimbellart.org

Опубликовано: 28.11.2010
Обновлено: 01.04.2019

Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Исправников Сергей, 28.11.2010

    В дополнение к статье можно отметить, что обезумевшие вакханки точно так же разорвали и легендарного певца Орфея. Причем сами по себе дионисийские мистерии (вакханалии) были закрыты для непосвященных и каких-либо внутренних документов этого культа до нас практически не дошло. Сохранились лишь позднейшие римские описания, носящие явно предубежденный характер. Кстати римский Сенат в 186 г. до н.э. запретил вакханалии, как подывающие не только моральные устои, но и основы государственности. Исходя из того, природа Диониса была полубожественная-получеловеческая и по своему функциональному назначению он отвечал за животворящие силы природы, то становится понятна эта его дикая, стихийная ипостась. Что касается культа вина, то как известно, греки вино смешивали, причем не только с водой. Если говорить о мистериях, то там вино было что называется «специально подготовленное». А в изменном состоянии сознания можно было сделать что угодно (например, в порыве религиозного экстаза жрецы Кибелы оскопляли себя). Как говорится, иная жизнь, иные нравы…

  2. автор: Beata, 28.11.2010

    Спасибо! Мысль понятна — наркотик, подмешиваемый в вино, плюс религиозный экстаз — отсюда и дикость, и насилие, и кровь. Но у меня есть одна маленькая ниточка, которая приводит к другому объяснению ритуалов с разрыванием животных (иногда людей!) и поеданием их плоти. Именно об этом будет продолжение.

    А про Орфея — да, менады и его тоже. И тоже по наущению Диониса — Орфей воспевал других богов Олимпа, а Диониса — пропустил. А по другой версии — Орфей оказался свидетелем тайных мистерий менад, и те убрали его как свидетеля. Вот здесь можно посмотреть роспись древней вазы со сценой гибели Орфея: http://blogovine.ru/kult-vina-po-drevnegrecheski-dionis-i-menady#c1

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.