Carpe diem! – воскликнул в 23 году до н.э. Гораций. — Лови день! Цени мгновения жизни! — Это может быть эпиграфом к написанному почти два тысячелетия спустя тексту Ортеги-и-Гассета.

Ортега-и-Гассет - Три картины о вине - Вакханалии - Тициан, Пуссен, ВеласкесСвоё знаменитое эссе Три картины о вине будущий великий философ ХХ века публикует в 1916 году, когда ему ещё 33 года. Но к тому времени он уже законченный пессимист. История для него – это упадок и вырождение. Поэтому тему вина и винных забав он тоже трактует не очень-то жизнерадостно. Направление, в котором движется история, ему не нравится.

На примере трех картин великих мастеров прошлого — Тициана, Пуссена и Веласкеса, написавших свои варианты «Вакханалий», Ортега-и-Гассет прослеживает разницу в мироощущениях людей золотого века и современности. И эта разница укрепляет философа в его историческом пессимизме. Попросту говоря, люди со временем и пить-то разучились, констатирует философ.

Раньше опьянение вином рождало гармонию человека с миром, объединяло людей, богов и природу в единый космос — автор употребляет такие выражения, как «божественное вино», «космическая проблема вина». С ходом истории это волшебство теряется, праздник вина превращается в банальную попойку, современники обсуждают в связи с вином уже не «проблему космоса», а «проблему алкоголизма». На смену космическому порядку и единству приходит хаос и фрагментарность восприятия мира.

Тициан пишет людей, которые ещё способны соединиться с божественным. У Пуссена эта способность людьми уже утеряна, и настоящее волшебство винного праздника доступно уже только богам. А Веласкес изображает людей, уже разорвавших всякую связь с божественным космосом, которым осталась только выхолощенная бездуховная материальность. Такой неутешительный смысл вчитывает самый большой скептик ХХ века в картины, написанные за три и четыре столетия до него.

Итак, вот ссылка на полный текст эссе. Сторонников энтропийного, апокалиптического взгляда на историю – «всё катится в тартарары» и «раньше было ого-го, а теперь всё ни к черту» — творение Ортеги-и Гассета не разочарует. Оптимисты, верящие в светлое будущее человечества, отточат аргументы против. Ниже – выжимки, иллюстрирующие центральную мысль автора, и – картины из музея Прадо в Мадриде, о которых, собственно, речь. Клик на изображении, чтобы посмотреть в большем разрешении.


***

…однажды, бродя по залам музея Прадо… я ненамеренно задержался перед тремя картинами: одной из них была «Вакханалия» Тициана, другой — «Вакханалия» Пуссена, а третьей — «Пьяницы» Веласкеса. Эти произведения, объединенные единой темой, но созданные столь непохожими мастерами, предлагали разные эстетические решения проблемы, имя которой — вино

«Вакханалия» Тициана

Тициан. Вакханалия на Андросе - Ортега-и-Гассет. Три картины о вине | Блог о вине Беаты и Алекса
Titian. Bacchanal. Тициан. Вакханалия. 1523-1526

…я не думаю, что есть в мире еще одна столь же жизнерадостная картина… ей следовало бы дать другое, более выразительное название, которое бы соответствовало тому, чем она является на самом деле — то есть торжеством мгновения…

…мужчины и женщины… пьют, веселятся, беседуют, танцуют, нежатся и отдаются дреме. Тут кажутся равновозвышенными любые естественные акты. Чуть ли не посредине картины малыш задрал подол рубахи и удовлетворяет малую нужду. На вершине холма загорает голый старик, а на переднем плане обнаженная Ариадна потягивается, одолеваемая сном…

…здесь властвует свежий ветерок, вокруг них простор, сотканный из раззолоченных солнцем нитей, а в пышной кроне дерев затаились синие тени. Кто-то из этих людей взял с собой амфоры и кубки, изящно сработанные серебрянные и золотые кувшинчики. Налитое в кубки вино искрится солнечными бликами. Эти люди пьют.

…и с душ спадает… напряженность, загораются глаза, а в головах зреют фантазии. Оказывается, что жизнь вовсе не враждебна им, что человеческие тела прекрасны в этом золотисто-лазурном буколическом окружении, что души благородны и возвышенны и переполнены благостью и что благодаря этому каждый из них понимает других, а другие понимают его. Они пьют…

…случаются мгновения, когда нам кажется, будто мы сливаемся с целым миром, наша душа жаждет заполнить видимое пространство, и нас осеняет мысль о царящей в мире гармонии. …в такие моменты наш дух как будто подхватывают невидимые руки, они возносят его, а сами хватаются за эти мгновения, чтобы непременно их остановить… один из таких моментов и изобразил Тициан…

«Вакханалия» Пуссена

Пуссен. Вакханалия - Ортега-и-Гассет. Три картины о вине | Блог о вине Беаты и Алекса
Poussin, Nicholas. Bacchanal. Никола Пуссен. Вакханалия. 1625-1626

…то, о чем повествует Пуссен, представляется даже большим весельем, нежели версия Тициана… но персонажами Пуссена являются не люди, а боги. Это фавны, сирены, нимфы и сатиры, составившие в этом вечном лесу компанию Вакху и Ариадне в их безудержном веселье…

…в ирреальном пространстве картины перед нашими глазами проходит гармоничный кортеж божеств, отмеченных неисчерпаемым жизнелюбием: они пьют, но не напиваются, и сама вакханалия является для них не праздником, а обычной, нормальной жизнью. …как сказал об этом Мейер-Грэфе, она есть счастье, ставшее нормой

…здесь ребенок с картины Тициана помещен справа, рядом с фавном и нимфой, восседающей на козле. Впрочем, у малыша тоже ножки козленка, — это миловидный сатиренок, сын козла и… прекрасное божество…

…в этом уравнивании богов и животных я усматриваю столь характерную для романтизма меланхолическую интенцию. Когда Руссо призывал человека возвратиться назад в Природу, он тем самым указал на сущностную противоречивость цивилизации: будучи творением человеческого гения, она оказалась его ошибкой, стала дорогой, ведущей в никуда. Природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек. Немногим раньше Паскаль заявил: II faut s’abetir – следовало бы поглупеть…

…Пуссен сообщил нам, что красота и жизнелюбие — неотъемлемые свойства богов, а не людей. Веселье, которое он изобразил на холсте, рождает, увы, печальное чувство, поскольку в этой сцене для нас места нет… Мы воспринимаем лишь слабые отсветы безбрежного жизнелюбия, которым светятся лица всех этих божеств. Такое мало обнадеживающее решение невольно укрепляет в нас чувство грусти. Но как бы то ни было, Пуссен уверяет нас, что боги есть. Пуссен пишет богов…

«Пьяницы» Веласкеса

Веласкес. Триумф Вакха, или Пьяницы - Ортега-и-Гассет. Три картины о вине. Дионис - Вакх - Бахус
Velázquez. The Triumph of Bacchus, or the Drunkards.
Веласкес. Триумф Вакха, или Пьяницы. 1628-1629

…Пуссен пишет богов… а Веласкес собирает на картине каких-то неотесанных типов, прощелыг, отбросы общества, нерях, продувных бестий и бездельников. А зрителям говорит — давайте посмеемся над богами…

…группа расположилась в винограднике, в центре ее полуобнаженный молодец несколько вялого телосложения надевает на голову другого босяка венок из виноградных листьев. Следовательно, теперь этот будет Вакхом. Компания, собравшаяся у кувшина с вином, совершает возлияние: глаза у выпивох осоловели, щеки и губы расплылись в нелепые подобия улыбок. И это, собственно, все…

…таким образом, вакханалия опускается до заурядной попойки, а Вакхом (Бахусом) становятся по очереди. Помимо того, что мы видим здесь, что можно воспринять, так сказать, на ощупь, больше ничего на холсте нет. Здесь нет богов…

…но боги — это все наилучшее в нас самих, что некогда отделилось от обыденного и недостойного и сложилось в образ совершенной личности. Утверждать, будто богов нет, — значит не видеть в вещах ничего, кроме материального устройства, значит не воспринимать излучаемого ими благоухания, не видеть сияющего нимба их идеального значения. Или в конечном счете полагать, что жизнь не имеет смысла, что вещи мира существуют сами по себе…

…Тициан и Пуссен, каждый на свой лад, являются религиозными личностями: подобно Гете, они испытывают набожное чувство к Природе. Веласкес же великий атеист, колоссальный безбожник. Своей кистью он как метлой сметает с холста богов. В его вакханалии не просто нет Вакха; то, что здесь есть, — это бесстыдство под личиной Вакха…

…но Вакх – это концентрация естественного сверхвозбуждения, то есть порыв, любовь к просторам природы и к животным, изначальное братство живых существ и те дарящие счастье наслаждения, которые память еще доставляет несчастному человечеству…

…Веласкес вымостил дорогу, по которой пришло наше время — время, в котором нет богов, …эпоха, в которой мы, вместо того чтобы говорить о Дионисе, говорим об алкоголизме.

P.S.

О каком «утерянном космосе» говорит Ортега-и-Гассет? Каковы были глубинные – религиозные, мистические – смыслы, отличавшие древнегреческие вакханалии от более поздних? Которые превратились сегодня, по мнению философа, в «банальные попойки»? — Мы предприняли небольшое историческое «расследование», которое вылилось в цикл статей, читайте у нас в блоге:

Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий

Опубликовано: 17.12.2010
Обновлено: 10.01.2018


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Алексей, 28.07.2010

    На мой взгляд, нахождение выпившего человека в гармонии с миром или же, напротив, «в разрыве с божественным космосом» очень тесно связано с умеренностью потребления вина, а следовательно, и с культурой этого потребления. Наличие и степень развития такой культуры зависит от многих факторов и, несомненно, характеризует эпоху. В наше время (и особенно в нашей стране) ситуация с потреблением алкоголя, мягко говоря, печальна. Однако её можно и нужно стремиться изменить. И ваш блог — достойный пример служения этой благородной цели! Thanks ;)

  2. автор: Beata, 28.07.2010

    Да, хотелось бы, чтобы Ортега-и-Гассет ошибся насчет тотального падения нравов. Может, мы ещё на что-то способны? Ну, в смысле гармонии с космосом? ))

  3. автор: Ежи, 04.11.2014

    Прекрасный философ «вчитал» в прекрасные картины то, что хотел.

  4. автор: Илия, 05.11.2014

    То, что УВИДЕЛ. Некоторые ортеги-и-гассеты реально могут видеть то, что обывателю не дано. Хотя, впрочем, они в моей, обывателя же, защите не нуждаются.

  5. автор: Татьяна, 23.04.2018

    Вот ключевая фраза Хосе Ортега и Гассет:
    «Веласкес — наш художник. Он вымостил дорогу, по которой пришло наше время — время, в котором нет богов, административная эпоха, в которой мы, вместо того чтобы говорить о Дионисе, говорим об алкоголизме».

    Деление на наших и ваших , на белых и красных, типичная судьба интеллигента, сначала за республику , потом за Франко… умер в Мадриде в 1955 году.

    А мне милей Тициан , если кому интересно я сама провожу экскурсии в Музее Прадо и подробнее расскажу об этих картинах , подробнее на сайте http://madrid-tour.ru/prado/

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.