Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
***
Менада
Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было беспрецедентное проявление именно женской активности. До этого, правда, ещё были амазонки, но по степени безумия лидируют, конечно, менады. Ну в самом деле, рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие? При чем тут культ Диониса, бога вина и виноделия? Оказывается, без этого Диониса нет вообще. Начнем с самого начала, с истории менадизма.
Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они же вакханки (от римского имени Диониса — Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы. Иногда можно прочитать, что менады – это мифические существа, типа сатиров, однако большинство историков античности уверено, что менадизм – это реальное явление, в котором участвовали реальные люди.
Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса — бога виноделия, плодородия и религиозного экстаза — был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины.
Дионис
Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины — матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.
Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас. Пункт назначения, однако, возвышается на 2,5 км, так что родственникам поклонниц Диониса нередко приходилось организовывать спасательные экспедиции. Обмороженных «менад» в обледеневших одеждах вызволяли из объятий Диониса, и это, конечно, не могло не беспокоить менее религиозно настроенных греков.
Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.
В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс — длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.
Сатир и менада
Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.
Бегом едва спаслись мы от вакханок;
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись, так с голыми руками
На них менады бросились. Корову
С набрякшим вымем и мычащую волочат.
Другие нетелей рвут на куски. Там бок,
Посмотришь, вырванный. Там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо, и сочится кровью.
Быки — обидчики, что в ярости, бывало,
Пускали в ход рога, повержены лежат:
Их тысячи свалили рук девичьих.
Ты б царским глазом не успел моргнуть,
Так быстро кожу с мяса там сдирали.
«Вакханки». Еврипид, 404 г. до н.э.
Кровожадность обезумевших вакханок, однако — это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание. И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие. Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея — они убивали не только быков:
Смерть Орфея
По одной из версий, он воспевал богов, но пропустил Диониса, и мстительный бог наслал на него своих менад. По другой версии, Орфей стал свидетелем тайных мистерий менад. Но в любом варианте – они его растерзали на части. Как и царя Пенфея, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою одурманенную Дионисом мать. Знаменитая древнегреческая трагедия Еврипида «Вакханки» – об этой чудовищной истории – как менады растерзали Пенфея:
Смерть Пенфея
Почему они предавались культу Диониса так страстно? Существует несколько версий.
Психиатрическая версия
Историки объясняют менадизм, во-первых, по аналогии с женским алкоголизмом – женская психика и физиология более уязвимы для наркотического и психогенного влияния, они легче попадают в зависимость. Менадизм иногда даже истолковывают как тип истерии. На сотнях найденных древних изображений — на красно-фигурной керамике и в скульптуре – танцующая менада напоминает человека в истерическом припадке. Тело и шея конвульсивно изогуты назад, голова сильно запрокинута.
Версия социо-психологическая
А второе объяснение менадизма ещё проще. Вакхический культ освобождал женщин от повседневных забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, связывающие их с обыденностью и скукой. Именно женщины, всё остальное время в году будучи достаточно законопослушными, в дни вакханалий бросали свои домашние обязанности, оставляли дом, мужа, детей, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога.
Этих версий недостаточно
Эти версии причин менадизма не объясняют, однако, мистических, религиозных основ дионисийского культа. Видеть в вакханалиях только безумие или только эскейп – это видеть только внешнюю сторону дела. Менадизм вовсе не был случайным, эпизодическим явлением эдакого отпадения от цивилизованности отдельных «бесноватых» представителей греческого общества, склонных, например, к разврату и оргиям. И довольно поверхностным было бы истолковывать эти побеги женщин в леса исключительно как желание противостоять запретам и установленному порядку. Что-то от протеста тут было, но не это главное.
Должна быть ещё религиозно-мистическая версия менадизма
Вакханалии были именно религиозным ритуалом, имели под собой очень мощную мистическую подоснову. Какую? Какой сверхъестественный, религиозный, смысл вкладывали последователи Диониса в свои странные и, на наш взгляд, дикие — неистовство, насилие, кровь — ритуалы? Что значил для них их бог вина? С чем, или кем, они хотели соединиться в своих экстатических плясках? Почему вино не было для них просто напитком, плодом деятельности винодела? А чем тогда? Почему вообще у такого простого дела, как вино, лоза, виноградарство, виноделие – вообще был бог, да ещё и такой почитаемый? И эти ритуалы раздирания на части животных и поедания сырой плоти – что это такое в мистическом смысле? Почему бог вина был таким кровожадным? Чем это было для греков? Что божественного они видели во всём этом? Почему этот культ настолько их захватывал в течение столетий, и так широко, по всему греческому миру, был распространен? Читать продолжение
Опубликовано: 22.11.2010
Обновлено: 25.03.2019
Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.
Интересно было бы проследить связь между этим культом разрыванием быков на части и более поздним искусством испанской корриды.