«Мы просто пили вино, и нам в голову приходили идеи.»
Георгий Гамов

Симпосий - пир в Древней Греции

Симпосий  (от др.-гр. συμπόσιον) — означает  «совместное питие». В классической Греции симпосий – это ритуализированное веселое пиршество под покровительством бога Диониса. Мужской форум, где застольным беседам сопутствовали вино и развлечения — игры, танцы, песни. Виночерпии разносили вино, а симпосиарх направлял беседу, которая могла представлять из себя разгадывание загадок,  чтение стихов или политические дебаты, могла крутиться вокруг спортивных соревнований, театральных постановок, или какой-то философской проблемы, если в симпосии участвовали ученые мужи. Так, в знаменитом «Пире» («Συμπόσιον») Платона описан прообраз всех современных научных и философских дебатов — симпосий на тему Эроса, в котором участвовали Агафен, Аристофан, Сократ, Федр, Павсаниий. Хью Джонсон «История вина», Википедия «Симпосий»

Клуб Гамова

В течение трех лет, с 1954 по 1957, в Америке существовало неформальное объединение ученых с довольно смешным названием Клуб РНК галстуков (RNA Tie Club). Туда входили физики, химики и биологи, многие из которых были или стали впоследствии Нобелевскими лауреатами.  Клуб придумал и организовал неистощимый на авантюры Георгий Гамов.

Георгий ГамовИзвестный «русский» физик, первый советский «невозвращенец», он был признанной величиной в науке и имел в друзьях ведущих ученых своего времени, в том числе Эйнштейна и Бора. А в жизни был известен как крайне экстравагантная личность – жизнелюб, весельчак, любитель мотоциклетных гонок, розыгрышей, карточных игр, веселых посиделок и попоек. От сталинизма пытался бежать через Среднюю Азию горами, через границу Финляндии на лыжах и через Черное море на байдарке. Но выехать ему удалось, благодаря участию в конференции, на которую он попал при поддержке Нильса Бора, Марии Кюри и Ланжевена.

Итак, что за «клуб галстуков»? Каких ещё галстуков? Самых обычных, шерстяных, с желто-зеленой вышивкой, дизайна лично Гамова. Двадцать аминокислот, из которых построено всё живое, двадцать ученых из различных областей знания, двадцать галстуков с вышитыми на них спиралями РНК, двадцать различных теорий о генетическом коде, и -  достаточно вина, чтобы развлечь двадцать ученых.


Джеймс Уотсон и Френсис Крик, открывшие двойную спиральную структуру ДНК - Как взломать генетический код с помощью калифорнийского вина
Джеймс Уотсон и Френсис Крик, открывшие двойную спиральную структуру ДНК в 1953 году.

Бывший «наш» — а к тому времени уже двадцать лет как «их» — Джордж Гамов не на шутку заинтересовался открытием Джейсона и Крика. Уже прославившийся фундаментальной теорией атомного альфа-распада в физике и теорией горячей ранней Вселенной в космологии, Гамов вдруг обращается к биологии. Что, конечно, удивительно, но не особенно — его всегда интересовали самые глубинные вопросы строения материи и Вселенной, и он просто не смог пройти мимо проблемы первокирпичиков живой материи. Он написал Ватсону и Крику письмо с идеей Клуба, и в дальнейшем собрал команду из 20 человек, по числу, как уже было сказано, существующих аминокислот.

Пир интеллекта

Современный Пир Платона - Как взломать генетический код с помощью калифорнийского вина
Члены «галстучного клуба» — Francis Crick, Alexander Rich, George Gamow, James Watson, Melvin Calvin

Главная идея клуба – в сочетании неформального общения и междисциплинарности. Это сработало на все сто — атмосфера открытия сопутствовала всем заседаниям клуба, практически каждое из них превращалось в мозговой штурм.

…Мы были группой ученых мужей, которые обсуждали интереснейшие проблемы в свободной обстановке дружеского общения и — некоторого количества вина. И эта атмосфера рождала чувство полета и массу свежих идей.
…Мы просто пили калифорнийское вино, и нам приходили идеи.

Встречи клуба проходили дважды в год, а в перерывах его члены вели активную научную переписку по проблемам, затронутым в ходе заседаний. Обязанность носить смешные галстуки со спиралями РНК, по 4 доллара за штуку, вносило игровой момент ритуала во всю эту историю. Кроме того, галстук со спиралью был именным – каждый член клуба и его галстук получили свои буквенные обозначения — по названию одной из аминокислот.

Джордж Гамов, физик, ALA — аланин
Ричард Фейнман, физик, GLY- глицин
Джеймс Уотсон, биолог, PRO — пролин
Макс Дельбрюк, физик, TRP триптофан
Фрэнсис Крик, биолог, TYR – тиразин

С этим обстоятельством связана одна анекдотическая история, приключившаяся с  Гамовым как «аланином» в Лас-Вегасе. Полностью соответствуя своему образу, он проигрался в карты, а когда обратился в кассу за кредитом под свое имя, обнаружил, что документов, удостоверяющих личность, у него с собой нет. Кассир засомневался в подлинности его подписи на именном чеке, но Гамов сбегал в ближайший книжный магазин, где на счастье продавалась его книжка с портретом. Кассир уже чуть было не отсчитал деньги, но тут заметил на странном галстуке клиента, кроме дурацкой спиральки, буквенное сочетание ALA. Но ведь человек, назвавшийся Гамовым, должен иметь инициалы GAG  (Георгий Антонович Гамов). Объяснять кассиру про аланин и строение живой материи Гамов не решился, и  деньги получить не удалось.

Каков был научный результат трехлетней деятельности клуба? Об этом вы можете прочесть, например, в биографии Гамова. Во всяком случае, человечество обязано Гамову за идею кодирования аминокислот триплетами нуклеотидов, входящих в состав молекулы ДНК, и сам он считал эту фундаментальную догадку, подтвердившуюся в дальнейших исследованиях, одним из важнейших своих научных достижений, наряду со своими физическими и космологическими теориями.

«Пир» Платона, перезагрузка

Нам же интересно в этой истории чудесное сходство такой клубной формы общения ученых с древнегреческими симпосиями, от которых и ведут своё начало все симпозиумы, форумы и научные конференции последующих эпох. Однако в ходе истории форма свободных встреч в праздничной атмосфере совместного пиршества во многом была утеряна, игровое содержание в значительной степени оказалось выхолощено. Современный научный/деловой/политический симпозиум в наше время – чаще всего чрезмерно зарегламентированное мероприятие, где сухие доклады идут отдельно, а живое личное общение, банкеты, концерты – отдельно, факультативом.

И тем более уникальным кажется опыт Гамова сотоварищи, повторенный спустя две тысячи лет после «Пира» Платона. В этом неформальном, смешном и великолепном «клубе галстуков» как будто возродился симпосий как таковой, в его истинном значении, в значении синкретичного пиршества, когда вино не только не отменяет содержательности общения, но раскрепощает творческую фантазию и, как видим, иногда даже способствует интеллектуальным подвигам участников пира.

Опубликовано: 30.03.2011
Обновлено: 05.07.2023

PS

О том, как сочетаются вино и занятия наукой, смотрите ещё один материал в нашем блоге: Вино и наука. Как вино влияет на коэффициент интеллекта. Интервью с новозеландским микробиологом Полом Райни, которому довелось быть винным стюардом в Оксфорде


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Анна, 30.03.2011

    Чёрт! Отличная идея!

  2. автор: Beata, 30.03.2011

    Если рассмотреть фото — на галстуке Уотсона видна часть спиральки РНК ))

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.