Начнем издалека. Питер и Ридли дружили с молодости. В далекие 70-е годы они познакомились в Лондоне, когда оба работали в рекламном бизнесе. Питер был склонен к написанию текстов, он работал райтером, а Ридли всегда мог запросто снять красивую картинку для рекламного клипа.
Потом Питер решил писать что-то посерьезнее рекламных слоганов, и как настоящий писатель, перебрался из Лондона — на лоно природы. А точнее — на просторы Прованса. Весьма радикальный жест, согласитесь. Сменить город на деревню — это одно, а страну проживания — это немного другое. И писать придумал именно об этом своем опыте переселения. Урбанизированный британец во французской глубинке.
Купил маленький полуразвалившийся домик в Лубероне, с десяток акров виноградников, перебрался туда вместе с женой и стал описывать неспешную жизнь винодельческой провинции — обрезка лозы, ремонт дома, походы в местные ресторанчики и участие в захватывающих деревенских мероприятиях с перетягиванием каната и обильными возлияниями.
Думаете — ну-у, лабуда? А тираж в 5 млн экземпляров, разошедшийся мгновенно, и переиздание на десятках языков — не хотите? Именно так идут дела у Питера последние тридцать лет. Потому что он
пишет обо всём этом провансальском захолустье так, что просто хочется всё бросить — и последовать его примеру.
«Год в Провансе», «Еще один год в Провансе», «Прованс навсегда» — эта серия всё множится, а любовь читателей всё не иссякает. Только закрыл одну книгу Питера, как тут же хочется открыть следующую. Ведь вы же не хотите перестать дышать завтра только лишь потому, что надышались вдоволь вчера?
А что Ридли? Ридли, покончив с рекламными игрушками молодости, забросил такую мелочевку, как трехминутные клипы, и стал делать Большое Кино. Очень большое. Такое, что нет, наверное, на земле человека, который хотя бы один его фильм да не посмотрел.
Ведь это же не какой-нибудь там просто Ридли, а — самый настоящий Ридли Скотт. Друг молодости нашего замечательного Питера. Популярнейшего и плодовитейшего британо-французского писателя Питера Мейла, певца винодельческого Прованса.
Ну так вот. Один неслабо творил в Голливуде, другой — писал вдохновенную прозу в Провансе. А что же их дружба? Дружба была на высоте. Ридли Скотт последовал примеру друга и тоже купил загородный дом с парой кустиков лозы (а точнее, 20 акров виноградников) неподалеку от дома Питера Мэйла. Просто в нескольких минутах езды.
Menerbes – поместье Питера Мэйла на момент событий
Oppede – поместье Ридли Скотта
Но, правда, писательство и постановка голливудских блокбастеров — несопоставимые вещи с точки зрения возможности сидеть вечерами под любимым кустом. И Ридли Скотт наезжал в свой маленький виноградный рай не так уж часто. Пока однажды не придумал один проект.
О том, чтобы отснять все эти провансальские красоты, он думал давно. Но нужен был достойный предлог для съемок во Франции. Интересный сюжет, крепкий сценарий. Не будешь же делать производственную драму о виноделах. А просто о любви к вину и сельской жизни — тоже как-то… Нужно было что-то очень человеческое и в то же время общезначимое.
Всё решилось за бутылочкой вина. Однажды он заявился в гости к Питеру с газетной вырезкой в руках. В заметке Таймс рассказывалось о так называемых гаражных винах.
Chateau Le Pin — бордоская звезда гаражного виноделия
Гаражное виноделие — это очень частное, личное дело. Когда практически одна маленькая семья, владеющая парой акров лозы, способна создавать настоящие шедевры вкуса — производить вино, качество которого настолько высоко оценивается ведущими мировыми винными критиками и дегустаторами, что оно вмиг становится предметом винного коллекционирования и ажиотажа на винных аукционах, где цена на бутылку взлетает до нескольких тысяч долларов.
Ридли был воодушевлен — теперь уже было ясно, о чем приблизительно Питер мог бы написать свой новый роман, а он потом — снять фильм.
Ну что же — Питер действительно загорелся этой идеей. Он засел в 2003 году за свой ноутбук — и за девять месяцев написал то, что требовалось — новую книгу «Хороший год». Не в стиле полудокументального-полухудожественного рассказа, как все его предыдущие книги-заметки о собственной жизни — а настоящее художественное произведение с вымышленными героями — гаражными виноделами.
По книге пишется сценарий, что, между прочим, тоже не ерунда какая-нибудь. Сценарист, давний голливудский коллега и друг Скотта, провел в Провансе несколько месяцев, потратив время с пользой — прошел путь от полного незнания мира вина до довольно глубокого погружения в тему. Прямо на месте — среди провансальских виноградников, виноделов, местной кухни и отличного вина.
В 2005 году Ридли Скотт включает в свои летние планы будущую картину, собирает бюджет, команду, и приглашает на главную роль своего любимого актера, проверенного «гладиатора» — Рассела Кроу, который на всё время съемок тоже снимает дом рядом с поместьем режиссера, куда привозит своё австралийское семейство — жену и детей, устроив им превосходные провансальские каникулы.
Интересно, как Ридли Скотт выбирал натуру для съемок. В большом кино всё делается по-настоящему. Если в основе сюжета лежит история о гаражном виноделии — то такое винодельческое хозяйство и подбирается. Он сам объездил все близлежащие окрестности — между своим домом и домом Питера — и нашел просто то, что как будто бы специально было создано для воплощения творческого замысла наших друзей.
Хотя, конечно, не специально — Chateau La Canorgue существовало здесь давным-давно, возведенное на развалинах виллы времен Римской империи. И хотя Ридли Скотт искал место исходя, скорее, из критериев живописности и красоты будущего кадра, но — вот совпадение! — хозяева этой небольшой семейной винодельни были (и сейчас остаются) приверженцами так называемого органического виноделия, точно так же, как и их прообраз — бордоское хозяйство Le Pin, от которого изначально и отталкивались будущие создатели фильма.
Посмотреть на ОзонеНу что же, дальше уже начинается процесс кинопроизводства, то есть уже совсем другая история. Был создан одноименный с книгой Питера фильм Хороший год, о котором мы уже писали в блоге весьма хвалебно.
Хотя критики оценивают фильм… неоднозначно. Привыкшие к Скоттовским блокбастерам и экшенам, критики слегка заскучали от неторопливого течения сюжета и туманных кадров природы. Однако есть небольшая группа зрителей, которая, будучи изначально неравнодушной к винной теме, к видам виноградников, к особой романтике винодельческих будней, и вообще, к такому натуральному образу жизни, эта небольшая группа зрителей находит фильм — прекрасным.
Рассел Кроу покинул свое временное жилье в Провансе, неоднократно потом высказывался в том духе, что там он чувствовал себя как дома — так он, собственно, и живет у себя в поместье в Австралии. (Интересно, есть ли там у него виноградники? Выпускает ли вино? Какое-нибудь шардонне Crowe-Creek?)
Ридли Скотт продолжает оставаться владельцем поместья в Oppende, расположенного в десяти минутах езды от бывшего места съемок. Иногда отдыхает здесь в перерывах между созданием блокбастеров. Его управляющие следят за его виноградниками, производят своё вино, конечно, не в промышленных масштабах, а так — для домашних. (В отличие, например, от другого режиссера, Фрэнсиса Форда Копполы, одного из крупнейших виноделов Америки.)
Питер Мэйл на четыре года уезжал в НьюЙорк, продав свой многократно описанный в романах домик в Ménerbes близ Lacoste. Однако недавно он вернулся, купил — всё здесь же, неподалеку, в Lourmarin — новый дом, опять немного виноградников, и вернулся к так полюбившемуся ему образу жизни. Иногда надо уехать, чтобы понять, чтО на самом деле тебе необходимо для счастья.
Шато La Canorgue. Хозяева прославившегося в фильме хозяйства продолжают выпускать своё вино, не отступая от принципов органического виноделия. По-прежнему не гонятся за количеством, производят очень немного, но хорошего, качественного вина. Недавно в Провансе был конкурс, в котором участвовали лучшие вина региона, в том числе вина из довольно известных хозяйств. Вино Chateau La Canorgue заняло первое место.
Хозяйство по-прежнему малолюдно, состоит только из нескольких членов семьи, и здание в поместье всё такое же полуразвалившееся, как мы видели в фильме. Поэтому здесь не особенно принимают винного туриста. Можно только продегустировать их вино и прикупить несколько бутылочек, а винный тур по хозяйству, если вам вдруг взбредет в голову осмотреть воочию места, заснятые в фильме, проводить просто некому и некогда. Но, конечно, если вы будете особенно настойчивы и сумеете расположить к себе строгих виноделов… Накупите в местной мясной лавке провизии, в местной пекарне — пирогов, у них самих — вина… Кое-кому этот ход удавался, попробуйте и вы. Винодельня в шато Ла Canorgue открыта для посетителей с 9 до 12 и с 15 до 17 вечера ежедневно, кроме воскресенья (00 33 4 90 75 81 01, 00 33 4 90 75 81 01; Рут дю Пон Жюльен, Bonnieux).
Прованс, в целом, в последнее десятилетие стал значительно популярнее в плане винного туризма. Как из-за фильма, так и, в гораздо большей степени, из-за многочисленных книг Питера Мэйла. Довольно строптивая местная публика выражает по этому поводу недовольство, типа, «понаехали тут, толкутся, взвинчивают цены на недвижимость». Однако увеличение на порядок количества виноделен, ресторанчиков, кафе и винных лавок говорит об обратном — винный туризм весьма оживляет эту южную провинцию. Возможно, и вы тоже должны съездить туда, чтобы позволить реальности подкорректировать киношный образ. Два старых друга, Питер и Ридли поделились с миром своими впечатлениями от своего рая, возможно, и вы, оценив их опыт, присмотрите там себе свой собственный райский уголок.
Опубликовано: 01.04.2010
Обновлено: 14.02.2023
Отличный фильм. Действительно интересный рассказ. Спасибо
очень познавательная статья!))фильм действительно чудесный…решил прочесть Питера Мейла..думаю понравится…
спасибо!
Смотрела в прошлом году, удивилась, что — Ридли Скотт. А что он сам имеет виноградники в Провансе — узнала только что, очень интересно.
Всем привет из Прованса! Для всех любителей книг Питера Мейла и путешествий — помощь сайта и французского агентства по сопровождению «Путешествие в Прованс»! Ждем в гости! Создателям сайта — комплимент за информативность и оформление!
Спасибо за интересную статью!
Фильм посмотрела совсем недавно, очень понравился)
Книги Питера Мейла читаю с удовольствием))
Фильм очень красивый,__шедевр!!! это розовая, нежная, красивая французская романтика…ммм…эх…
Отличная книга! Приятный фильм. Полностью согласна с Адам: «красивая французская романтика» — лучше не сказать. Отличная статья, узнала много нового. Спасибо.
Спасибо за человечный рассказ! Написано так, что действительно захотелось туда, на просторы Прованса… Фильм смотрела давно, зачем-то ждала крутых сюжетных ходов, а надо было просто расслабиться и воспринимать атмосферу лета, солнца, романтики…
Фильм неплох, история съемок в вашем изображении — весьма интересна, но Мейл — надоедает уже на второй книжке. Одну прочесть — ещё куда ни шло, остальные — вариации первой. Ему, может и интересно мусолить об одном и том же, а вот нам читать…