Давние друзья

Начнем издалека. Питер и Ридли дружили с молодости. В далекие 70-е годы они познакомились в Лондоне, когда оба работали в рекламном бизнесе. Питер был склонен к написанию текстов, он работал райтером, а Ридли всегда мог запросто снять красивую картинку для рекламного клипа.

Писатель

Потом Питер решил писать что-то посерьезнее рекламных слоганов, и как настоящий писатель, перебрался из Лондона — на лоно природы. А точнее — на просторы Прованса. Весьма радикальный жест, согласитесь. Сменить город на деревню — это одно, а страну проживания — это немного другое. И писать придумал именно об этом своем опыте переселения. Урбанизированный британец во французской глубинке.

Питер Мейл

Купил маленький полуразвалившийся домик в Лубероне, с десяток акров виноградников, перебрался туда вместе с женой — и стал описывать неспешную жизнь винодельческой провинции — обрезка лозы, ремонт дома, походы в местные ресторанчики и участие в захватывающих деревенских мероприятиях с перетягиванием каната и обильными возлияниями.

Думаете — ну-у, лабуда? А тираж в 5 млн экземпляров, разошедшийся мгновенно, и переиздание на десятках языков — не хотите? Именно так идут дела у Питера последние тридцать лет. Потому что он

пишет обо всём этом провансальском захолустье так, что просто хочется всё бросить — и последовать его примеру.

Питер-Мейл_Франция-Год-в-Провансе Питер-Мейл_Франция-Еще-один-год-в-Провансе Питер-Мейл_Франция-Прованс-навсегда Питер-Мейл_Франция-Прованс-от-A-до-Z

«Год в Провансе», «Еще один год в Провансе», «Прованс навсегда» — эта серия всё множится, а любовь читателей всё не иссякает. Только закрыл одну книгу Питера, как тут же хочется открыть следующую. Ведь вы же не хотите перестать дышать завтра только лишь потому, что надышались вдоволь вчера?

Кинорежиссер

А что Ридли? Ридли, покончив с рекламными игрушками молодости, забросил такую мелочевку, как трехминутные клипы, и стал делать Большое Кино. Очень большое. Такое, что нет, наверное, на земле человека, который хотя бы один его фильм да не посмотрел.

Ridley_Scott

1_Ridley-Scott_Alien 2_Ridley-Scott_Gladiator 3_Ridley-Scott_Body-of-Lies 4_Ridley-Scott_Kingdom-of-Heaven

Ведь это же не какой-нибудь там просто Ридли, а — самый настоящий Ридли Скотт. Друг молодости нашего замечательного Питера. Популярнейшего и плодовитейшего британско-французского писателя Питера Мейла, певца винодельческого Прованса.

Соседи

Ну так вот. Один неслабо творил в Голливуде, другой — писал вдохновенную прозу в Провансе. А что же их дружба? Дружба была на высоте. Ридли Скотт последовал примеру друга и тоже купил загородный дом с парой кустиков лозы (а точнее, 20 акров виноградников) неподалеку от дома Питера Мэйла. Просто в нескольких минутах езды.

_map
Menerbes – поместье Питера Мэйла на момент событий
Oppede – поместье Ридли Скотта

Но, правда, писательство и постановка голливудских блокбастеров — несопоставимые вещи с точки зрения возможности сидеть вечерами под любимым кустом. И Ридли Скотт наезжал в свой маленький виноградный рай не так уж часто. Пока однажды не придумал один проект.

Замысел

О том, чтобы отснять все эти провансальские красоты, он думал давно. Но нужен был достойный предлог для съемок во Франции. Интересный сюжет, крепкий сценарий. Не будешь же делать производственную драму о виноделах. А просто о любви к вину и сельской жизни — тоже как-то… Нужно было что-то очень человеческое и в то же время общезначимое.

Всё решилось за бутылочкой вина. Однажды он заявился в гости к Питеру с газетной вырезкой в руках. В заметке Таймс рассказывалось о так называемых гаражных винах.

Chateau-Le-Pin_Bordeaux
Chateau Le Pin — бордоская звезда гаражного виноделия

Гаражное виноделие — это очень частное, личное дело. Когда практически одна маленькая семья, владеющая парой акров лозы, способна создавать настоящие шедевры вкуса — производить вино, качество которого настолько высоко оценивается ведущими мировыми винными критиками и дегустаторами, что оно вмиг становится предметом винного коллекционирования и ажиотажа на винных аукционах, где цена на бутылку взлетает до нескольких тысяч долларов.

Ридли был воодушевлен — теперь уже было ясно, о чем приблизительно Питер мог бы написать свой новый роман, а он потом — снять фильм.

Книга и сценарий

Peter-Mayle__Good-YearНу что же — Питер действительно загорелся этой идеей. Он засел в 2003 году за свой ноутбук — и за девять месяцев написал то, что требовалось — новую книгу «Хороший год». Не в стиле полудокументального-полухудожественного рассказа, как все его предыдущие книги-заметки о собственной жизни — а настоящее художественное произведение с вымышленными героями — гаражными виноделами.

По книге пишется сценарий, что, между прочим, тоже не ерунда какая-нибудь. Сценарист, давний голливудский коллега и друг Скотта, провел в Провансе несколько месяцев, потратив время с пользой — прошел путь от полного незнания мира вина до довольно глубокого погружения в тему. Прямо на месте — среди провансальских виноградников, виноделов, местной кухни и отличного вина.

Подготовка к съемкам

Russell-Crowe_1В 2005 году Ридли Скотт включает в свои летние планы будущую картину, собирает бюджет, команду, и приглашает на главную роль своего любимого актера, проверенного «гладиатора» — Рассела Кроу, который на всё время съемок тоже снимает дом рядом с поместьем режиссера, куда привозит своё австралийское семейство — жену и детей, устроив им превосходные провансальские каникулы.

Съёмки на натуре

Интересно, как Ридли Скотт выбирал натуру для съемок. В большом кино всё делается по-настоящему. Если в основе сюжета лежит история о гаражном виноделии — то такое винодельческое хозяйство и подбирается. Он сам объездил все близлежащие окрестности — между своим домом и домом Питера — и нашел просто то, что как будто бы специально было создано для воплощения творческого замысла наших друзей.

in-chateau-la-canorgue

Хотя, конечно, не специально — Chateau La Canorgue существовало здесь давным-давно, возведенное на развалинах виллы времен Римской империи. И хотя Ридли Скотт искал место исходя, скорее, из критериев живописности и красоты будущего кадра, но — вот совпадение! — хозяева этой небольшой семейной винодельни были (и сейчас остаются) приверженцами так называемого органического виноделия, точно так же, как и их прообраз — бордоское хозяйство Le Pin, от которого изначально и отталкивались будущие создатели фильма.

Фильм

Ну что же, дальше уже начинается процесс кинопроизводства, то есть уже совсем другая история. Был создан одноименный с книгой Питера фильм Хороший год, о котором мы уже писали в блоге весьма хвалебно.

Хотя критики оценивают фильм… неоднозначно. Привыкшие к Скоттовским блокбастерам и экшенам, критики слегка заскучали от неторопливого течения сюжета и туманных кадров природы. Однако есть небольшая группа зрителей, которая, будучи изначально неравнодушной к винной теме, к видам виноградников, к особой романтике винодельческих будней, и вообще, к такому натуральному образу жизни, эта небольшая группа зрителей находит фильм — прекрасным.

Фильм Хороший год Ридли Скотта по книге Питера Мейла

Послесловие

Рассел Кроу покинул свое временное жилье в Провансе, неоднократно потом высказывался в том духе, что там он чувствовал себя как дома — так он, собственно, и живет у себя в поместье в Австралии. (Интересно, есть ли там у него виноградники? Выпускает ли вино? Какое-нибудь шардонне Crowe-Creek?)

Ридли Скотт продолжает оставаться владельцем поместья в Oppende, расположенного в десяти минутах езды от бывшего места съемок. Иногда отдыхает здесь в перерывах между созданием блокбастеров. Его управляющие следят за его виноградниками, производят своё вино, конечно, не в промышленных масштабах, а так — для домашних. (В отличие, например, от другого режиссера, Фрэнсиса Форда Копполы, одного из крупнейших виноделов Америки.)

Питер Мэйл на четыре года уезжал в НьюЙорк, продав свой многократно описанный в романах домик в Ménerbes близ Lacoste. Однако недавно он вернулся, купил — всё здесь же, неподалеку, в Lourmarin — новый дом, опять немного виноградников, и вернулся к так полюбившемуся ему образу жизни. Иногда надо уехать, чтобы понять, чтО на самом деле тебе необходимо для счастья.

Шато La Canorgue. Хозяева прославившегося в фильме хозяйства продолжают выпускать своё вино, не отступая от принципов органического виноделия. По-прежнему не гонятся за количеством, производят очень немного, но хорошего, качественного вина. Недавно в Провансе был конкурс, в котором участвовали лучшие вина региона, в том числе вина из довольно известных хозяйств. Вино Chateau La Canorgue заняло первое место.

chateau-la-canorgue-2004

Хозяйство по-прежнему малолюдно, состоит только из нескольких членов семьи, и здание в поместье всё такое же полуразвалившееся, как мы видели в фильме. Поэтому здесь не особенно принимают винного туриста. Можно только продегустировать их вино и прикупить несколько бутылочек, а винный тур по хозяйству, если вам вдруг взбредет в голову осмотреть воочию места, заснятые в фильме, проводить просто некому и некогда. Но, конечно, если вы будете особенно настойчивы и сумеете расположить к себе строгих виноделов… Накупите в местной мясной лавке провизии, в местной пекарне — пирогов, у них самих — вина… Кое-кому этот ход удавался, попробуйте и вы. Винодельня в шато Ла Canorgue открыта для посетителей с 9 до 12 и с 15 до 17 вечера ежедневно, кроме воскресенья (00 33 4 90 75 81 01, 00 33 4 90 75 81 01; Рут дю Пон Жюльен, Bonnieux).

Прованс, в целом, в последнее десятилетие стал значительно популярнее в плане винного туризма. Как из-за фильма, так и, в гораздо большей степени, из-за многочисленных книг Питера Мэйла. Довольно строптивая местная публика выражает по этому поводу недовольство, типа, «понаехали тут, толкутся, взвинчивают цены на недвижимость». Однако увеличение на порядок количества виноделен, ресторанчиков, кафе и винных лавок говорит об обратном — винный туризм весьма оживляет эту южную провинцию. Возможно, и вы тоже должны съездить туда, чтобы позволить реальности подкорректировать киношный образ. Два старых друга, Питер и Ридли поделились с миром своими впечатлениями от своего рая, возможно, и вы, оценив их опыт, присмотрите там себе свой собственный райский уголок.

Беатрис Александер
01.04.2010


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Дмитрий, 15.08.2010

    Отличный фильм. Действительно интересный рассказ. Спасибо

  2. автор: Егорка, 26.08.2010

    очень познавательная статья!))фильм действительно чудесный…решил прочесть Питера Мейла..думаю понравится…
    спасибо!

  3. автор: cameli, 01.09.2010

    Смотрела в прошлом году, удивилась, что — Ридли Скотт. А что он сам имеет виноградники в Провансе — узнала только что, очень интересно.

  4. автор: Yulia, 20.10.2010

    Всем привет из Прованса! Для всех любителей книг Питера Мейла и путешествий — помощь сайта и французского агентства по сопровождению «Путешествие в Прованс»! Ждем в гости! Создателям сайта — комплимент за информативность и оформление!

  5. автор: Мария, 10.02.2011

    Спасибо за интересную статью!
    Фильм посмотрела совсем недавно, очень понравился)
    Книги Питера Мейла читаю с удовольствием))

  6. автор: Адам, 16.02.2012

    Фильм очень красивый,__шедевр!!! это розовая, нежная, красивая французская романтика…ммм…эх…

  7. автор: Николь, 27.12.2012

    Отличная книга! Приятный фильм. Полностью согласна с Адам: «красивая французская романтика» — лучше не сказать. Отличная статья, узнала много нового. Спасибо.

  8. автор: Lustig, 23.09.2014

    Спасибо за человечный рассказ! Написано так, что действительно захотелось туда, на просторы Прованса… Фильм смотрела давно, зачем-то ждала крутых сюжетных ходов, а надо было просто расслабиться и воспринимать атмосферу лета, солнца, романтики…

  9. автор: Иона, 22.11.2014

    Фильм неплох, история съемок в вашем изображении — весьма интересна, но Мейл — надоедает уже на второй книжке. Одну прочесть — ещё куда ни шло, остальные — вариации первой. Ему, может и интересно мусолить об одном и том же, а вот нам читать…

Написать комментарий