Если не ошибаюсь, Яндекс иногда проводит чемпионаты по поиску в интернете. Там за пару секунд люди находят ответы на вопросы типа «В каком году Ойстрах приобрёл вторую скрипку Страдивари?»
Однозначно рекомендую всем, особено Святославу Денисенко, первому отгадавшему автора и названия гравюр Уильяма Хогарта принять в нем участие. А один из полученных мною комментариев я специально приберег для этого поста, так как он серьезно облегчает мою сегодняшнюю задачу. Поэтому я начну сразу с сути: каков смысл гравюр Хогарта? Что автор пытался донести до зрителя? На мой взгляд, это вовсе не мысль «о вреде пьянства», как выразился один из комментаторов.
Начиная с конца 17 века на ввоз вин в Англию был наложен запрет. Английское правительство начинает лоббировать производство джина, т.к. спрос на джин означал рост цен на пшеницу (сырье для джина). В двух гравюрах Хоггарт показывает два сценария будущего для одних и тех же людей:
а) если национальным напитком становится джин (крепкий алкоголь)
б) если национальным напитком остается традиционный для Англии эль.
Государственное лобби крепкого алкоголя. Знакомо, да? Думаю, не только по бутылкам дешевой водки в чужих корзинах в очереди в кассу, но и по фильмам вроде «Особенности национальной…» и многим подобным, где водка и бесконечное пьянство показаны как такая милая особенность русской души.
То, что волновало У. Хогарта, волновало и третьего американского президента, Томаса Джефферсона. Он был убежден, что отсутствие в Америке вина, кроме дорогого французского, приучает американцев к крепким напиткам. Вот что он пишет в одном из писем:
«Никакой народ не бывает пьян, если вино дешево, и никакой не бывает трезв, когда дороговизна вина заставляет вместо него повседневно пить жгучее спиртное. Воистину, это единственная альтернатива запрету на виски».
При разглядывании старинных гравюр можно быть уверенным в одном: в них нет случайных деталей. В качестве иллюстрации сказанного — привожу фрагмент Переулка джина, в котором вы видите улитку, ползущую в сторону пьяной женщины.
Улитка — символ женственности и домовитости, но одновременно — это традиционный символ праздности (в православной традиции: уныния), одного из 7-ми смертных грехов. Таких «говорящих» предметов, на обеих гравюрах масса, и зная, что автор поместил их там с какой-то целью, очень интересно поломать голову над их расшифровкой. Лично я до сих пор не понял, что за инструмент висит за поясом у ближнего к нам мужика на гравюре Пивная улица.
Еще мне не ясен смысл шеста на доме с повесившимся человеком. Видно, что гроб и кувшин являются аналогами современных вывесок, сообщая прохожим, где найти контору гробовщика, а где — питейное заведение. Что в таком случае значит шест? Либо на нем что-то висело, что снял повесившийся хозяин (его заведение разорилось?), либо шест сам по себе является вывеской какого-то предприятия.
А отличное общее описание обеих гравюр я получил в комментарии Алексея (см. комментарии к посту). Этот комментарий я не опубликовал сразу, поскольку из него не было ясно, как к этим выводам можно было прийти, анализируя гравюры. Публикую его сейчас, комментарием к этому посту — см. ниже.
«Пей за пенни!»
В своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» Хогарт показал самую уродливую и отвратительную гримасу родного города – повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле чая. Причины этого вполне понятны: ведь чай был привозным. Суэцкого канала в то время еще не существовало, поэтому в Индию и Китай приходилось плавать вокруг Африки на отнюдь не быстроходных парусных судах. Зато джин делался из отечественного ячменя по простейшим технологиям.
Заметим, что джин, о котором идет речь, – вовсе не благородные «Beefeater» или «Gordon’s». То гнусное, кое-как перегнанное пойло, которое вливают в себя обитатели переулка Джина, никто и не думал очищать. А перечень веществ, которыми ему придавали крепости и большей привлекательности в глазах потребителей, способен надолго отбить аппетит современному читателю.
С присущей ему наблюдательностью Хогарт изображает скелетоподобную худобу сидящего молодого человека и специфические язвы на ногах беспутной мамаши. Точно такие же язвы от потребления низкосортного суррогатного алкоголя можно лицезреть и сейчас на телах обитателей киевского «дна».
Зато ядовитость напитка окупалась в глазах потребителей его доступностью. Девиз «Пей за пенни!» стал лозунгом охватившей город «джиномании». В результате смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.
Удивительная сила воздействия, которое оказывала гравюра на современников, объясняется тем, что каждый персонаж, каждый жест по отдельности выписаны вполне реалистично, но вся катрина в целом имеет характер жуткой фантасмагории. И за ее второстепенными персонажами, кажется, вот-вот увидишь главного героя – самого дьявола с его свитой.
Художник изображает, как несет ростовщику свой инструмент ремесленник (он уже никогда не будет работать – в глазах неутомимого труженика Хогарта, это страшный грех), домохозяйка – кастрюли. Мастеровые вместо стройматериалов везут на тачках упившихся товарищей, в то время как дома разрушаются и валятся прямо им на головы.
Улица Пива
А вот улица Пива дышит довольством и благополучием. Воздвигаются новые, светлые и комфортабельные дома, а мастера, изображенные с изрядной долей юмора, отдыхают от трудов праведных, чинно беседуя за кружкой пенного напитка.
Единственное, чего не коснулось всеобщее благополучие, – это лавка ростовщика. Она обветшала и заколочена. Кстати, многие исследователи считают, что на обеих гравюрах изображена одна и та же лавка – композиция рисунков вполне допускает такое толкование. Получается, что ее здание – угловой дом перекрестка не только двух моделей поведения, но и двух времен: горькое настоящее и светлое будущее.
Заметим, что, с точки зрения сурового ревнителя нравственности, пиво – вовсе не безалкогольный напиток, тем более, если речь идет о крепком английском эле. Но Хогарт не был ханжой. Кредо художника – не полный отказ от жизненных благ, а умеренность.
Кстати, на многочисленных автопортретах он, как правило, изображал себя без парика и в простой суконной одежде, хотя, будучи довольно обеспеченным, вполне мог себе позволить бархатный камзол и кружевное жабо. В этом проявлялась общественная позиция: Хогарт намеренно выставлял свою принадлежность к «третьему сословию» и явно этим гордился.
Особо отметим уникальный в истории случай, когда живописное произведение привело к политическим последствиям. Общественный резонанс после выхода в свет «Переулка Джина» и «Улицы Пива» был столь велик, что в том же 1751 году парламент принял акт, запрещающий незаконную (то есть без специального патента) продажу джина.
«уникальный в истории случай, когда живописное произведение привело к тому, что парламент принял акт запрещающий -незаконную- продажу джина»
во первых это очень сомнительно, а во вторых речь идет о незаконной (то есть без «специального» налога) продаже, что это меняет для потребителя