Когда смотришь на картины Фабио Хуртадо (Fabio Hurtado, 1960), кажется, начинаешь понимать, откуда есть пошел феминизм. Эта меланхолия и безыcходность на застывших лицах его героинь когда-нибудь да должны были взорваться.
Стиль одежды, шляпок, автомобилей, паровозов, самолетов, строений – отсылают к началу прошлого века. Энергичные мужчины в шлемах – за рулем авто, катера, аэроплана. И при них – женщина, элегантная, ухоженная, милая, аккуратная… но как-то не при деле, просто – как красивое сопровождение, как эстетический центр композиции.
Спокойствие на лице сильно напоминает скуку, в отсутствующем выражении глаз — манекенная безэмоциональность. В лучшем случае, у женщины Хуртадо можно разглядеть томление, ожидание, слегка выраженную тревожность, нетерпение бездействия. Она откровенно не видит своего места в этом мире. Сопровождая мужчину в его передвижениях по жизни, она тем не менее – катастрофически одинока. С ней только ее собака и ее одинокий столик в баре, с бутылкой вина или чашечкой кофе.
Хуртадо страшно популярен на арт-рынке, его новые работы мгновенно расходятся по частным и государственным коллекциям. Недавно почтовое ведомство Испании выпустило коллекцию марок с репродукцией шести его картин, где изображены его неприкаянные женщины за чтением книг. Так культура зафиксировала «возрастающю роль женщины и грамотности в истории» (!).
Это ничего, что женщина у Хуртадо грустна и не при деле. Это уже никому не интересные психологические тонкости. Она в центре его композиций, ее существование введено художником в центр всеобщего внимания – этого уже достаточно, чтобы говорить о «возрастающей роли» женщины. Художник на словах никого не разубеждает. Разубеждает его живопись. Посмотрите сами – при всей её «возрастающей роли» — не очень-то хуртадовская женщина счастлива, правда? На заднем сидении автомобиля времени?
Изображения с сайта
UPD 28.07.2010
Алекс спросил: А чего такая трактовка? Мужик вкалывает — за рулем, штурвалом, паровозом, пароходом, а дамочка — вполне себе праздно прохлаждается с собачкой, книжкой, в шляпке и мехах. Где ты там тоску в глазах увидела? Состоявшаяся жена первого автолюбителя и авиатора, вполне себе на своем месте. А бультерьер у ее ног — это образ мужчины-защитника. А выше, на первых картинах — гончая, это тоже образ мужчины — охотника, первооткрывателя.
комментарий на комментарий Алекса: )))Не поется «птичке» в «клетке»!
Да не поймешь, вкладывал ли действительно художник туда такую трактовку, может, это просто стиль у него такой манекенный. Остановившееся прошлое.