Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
Сейчас Дионис кажется совсем не таким, как до начала нашего «расследования» (его части выложены здесь, здесь и здесь). Это гораздо более сложный персонаж, чем просто бог вина. Оказывается, культ, который участники вакханалий отправляли столь неистово и часто жестоко — это вовсе не был «культ вина», вино было лишь атрибутом «культа Диониса», хотя и одним из важных. Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий. Но каковы были их глубинные — религиозные, мистические — смыслы, отличавшие древнегреческие вакханалии от более поздних? Которые превратились сегодня, по мнению Ортеги-и-Гассета, в «банальные попойки»? Теперь, после нашего небольшого расследования, мы, кажется, лучше понимаем эти смыслы:
Между неистовостью отправления культа Диониса и опьянением вовсе не было прямой связи. Люди становились безумными и рвали животных на части вовсе не в порыве первобытной дикости, и не потому, что они были «пьяны до безумия». С точностью до наоборот – жестокость кровавых акций была специально, сознательно, встроена в культ как важнейший ритуал, отправляемый менадами. Они рвали животных — как символ ужасной, жестокой смерти, которую когда-то претерпел их бог. Это было что-то вроде театрализованной инсценировки мифологических событий. Диониса разорвали и съели титаны, когда он принял облик быка – и столетия греческой истории прошли под знаком ритуала жертвоприношения быков и поедания их сырой плоти. На исходе античности, в период узаконенных дионисий, это происходило в рамках официального регламента празднований, а в более ранний период – вакханки нападали на стада «неофициально», пугая незадействованный в ритуале народ и провоцируя слухи о своем «безумии».
Но инсценировать смерть своего бога – не конечная цель ритуала, а лишь его внешняя сторона. Смысл его – глубже. Они пили вино и как «дар бога» («сок Диониса», «услада Вакха»), и — как «кровь бога». Они поедали мясо жертвенных животных — как «плоть бога». Это довольно сильно напоминает ритуалы причастия в христианстве. И не только в христианстве – во многих древних религиозных культах отправлялись подобные ритуалы, с одной и той же целью — напрямую соединиться со своим богом. Соединиться почти буквально, осязаемо – через его «кровь» и «плоть». Пить вино – «пить бога». Стремление более чем понятное — во все времена, во всех религиях самое сильное переживание верующего – почувствовать в себе бога, войти в контакт с богом, услышать «глас бога». (В христианстве — чудо «богоявления».) Естественно, что в обычном, нормальном, рассудочном состоянии духа невозможно добиться такого мистического восприятия реальности, необходимы были, как сейчас сказали бы, практики достижения «измененного состояния сознания». И для этого, в частности, им и нужно было вино — в функции опьяняющего напитка, освобождающего от оков разума и принятых норм поведения. Но не только вино.
Менады добивались измененного состояния сознания – состояния религиозного экстаза — не столько вином, сколько подмешиваемыми в него травами, а также посредством неистовых молитв и исступленных плясок. Плюс «эффект толпы». (Методы «психологической возгонки» хорошо известны из истории, например, из практики шаманизма в сибирских или индейских культах, и ещё из множества примеров самых разнообразных культов в истории человечества.) И это позволяло участникам вакхического ритуала выйти в бессознательное состояние, за пределы своей личности, войти в «транс», в пространство чистого чувствования. Чтобы там, на уровне не контролируемых разумом эмоций, на уровне до-человеческого, животного восприятия, соединиться со своим богом – а значит, и со всем миром, со всей природой, с «божественным космосом». Таким образом, без-умие, или измененное состояние сознания (здесь возможны также отдаленные параллели с буддистскими практиками достижения без-думного состояния) — в варианте вакханалий было непременным и главным условием отправления экстатического культа Диониса, а вино только способствовало этому. Опьянение было необходимо вовсе не ради веселья или забвения, цель была значительно важнее, опьянение сулило ни много ни мало – встречу с богом.
Дионис для греков – уникальный бог, на «встречу» с которым грек мог рассчитывать больше, чем на встречу с любым другим богом. Он не только сын Зевса, но и – сын смертной женщины, что уже уменьшало дистанцию между ним и обычным смертным. Ни один другой бог Олимпа «не позволял» смертным подойти к себе настолько близко. Зевс «соединялся» со смертными женщинами, и те рожали ему полубогов – но только в мифах, в то время как «крови» и «плоти» Диониса – вина и мяса жертвенных животных – мог причаститься любой смертный.
«Он был реальным и доступным. Его привлекательность для угнетенных очевидна. Он нес утешение и вселял отвагу – отвагу собираться вместе и бушевать, чего, например, Аполлон не одобрил бы. Аполлон в глазах рядового грека был, по сравнению с Дионисом, слишком холодным, рассудочным, был официальным богом, оберегавшим порядок и безопасность, идеально правильным, идеально красивым, вращавшимся в высшем обществе. Если бы его культ существовал сегодня, его, скорее всего, изображали бы в аккуратном костюме, в рубашке от Brooks Brothers, застегнутым, естественно, на все пуговицы, и при эксклюзивном галстуке. Это был бы человек корпоративный, со всей теплотой уолл-стритовского банкира. Неудивительно, что народным избранником стал именно Дионис. »
Хью Джонсон, История вина, 2004
Деметра, богиня плодородия, богиня живородящей земли, богиня злаков и хлеба, вроде бы могла ещё претендовать на роль, которую играл в сердцах греков Дионис. Но такого без-умия, такого эмоционального, чувственного, экстатического ритуала единения с богом, в культе Деметры не было. Дионис в этом смысле был совершенно уникальным богом.
И ещё одна причина притягательности культа Диониса – это был бог, дважды рожденный, победивший смерть. Бог, возродившийся после страшной гибели от титанов, он символизировал для греков силы вечного обновления и вечной жизни. Вкусив его «плоти и крови», и непосредственно «ощущая» в себе своего бога, они ощущали и эти силы вечного возвращения, вечной жизни. Это было для них прикосновением к вечности, к бессмертию. Человек чувствовал себя — хотя бы на время отправления культа – на территории бессмертных богов.
О, как ты счастлив, смертный,
Если, в мире с богами,
Таинства их познаешь ты,
Если, на высях ликуя,
Вакха восторгов чистых
Душу исполнишь робкую.
Еврипид, Вакханки, 405 г. до н.э.
Страх смерти и жажда вечной жизни – вообще основа всякого религиозного чувства, и обещание бессмертия, возрождения (у христиан — воскрешения) — это именно то, что всегда и было востребовано человеком от любой религии. Но если одни религии сулили вечную жизнь лишь после смерти, другие – как культ Диониса – позволяли их последователям ощутить свою бессмертную сущность уже при жизни, во время коротких экстатических «сеансов», бывших кульминациями вакханалий.
Вакханалии, после всего этого, представляются нам как некое театрализованное действо, некий специфический ритуал, который, если соблюдать правила его отправления, переводил простого смертного – хотя бы на время — из царства конечного, материального мира с его тяготами, заботами, болезнями, горем и смертью — в царство вечного праздника, в царство вечно возрождающегося, победившего собственную смерть бога. Вино способствововало этому? – Да. Значит вино – в каком-то смысле – один из проводников к богу. А вакханалии – это скоростной «лифт» к богу. Если в обычной повседневной жизни человек приближался к постижению бога лишь условно, каким-то опосредованным образом, то вакханалии обеспечивали хоть и кратковременный, но быстрый и непосредственный доступ к богу. Групповые «камлания», эффект совместных энергичных, часто жестоких и кровавых, растормаживающих психику ритуалов, взаимная «подзаводка» друг друга в исступленных яростных акциях – позволяли участникам вакханалий быстро «разогнаться», выйти «вовне», «за пределы», позволяли «допрыгнуть» до своего бога одним скачком. И, судя по тому, что вакханалии практиковались греками на протяжении целых столетий, этот дикий и яростный опыт вакхического экстаза казался им самым эффективным способом достичь «гармонии с божественным космосом».
В скобках надо сказать, что всё же вакханалии – это экстремальные практики поклонения Дионису. И они, конечно, не затрагивали поголовно всё население Древней Греции. И кроме того, они были кратковременными «вспышками» – несколько раз в году по нескольку дней. А «большие вакханалии» ещё реже, раз в два года, когда менады отправлялись служить своему богу на Парнас. Это не значит, что всё остальное время года о Дионисе никто не вспоминал. Просто ежедневное поклонение ему не принимало таких острых клинических форм. Рекомендуем к прочтению две очень интересные работы о культе Диониса в «мирное» время, то есть в повседневной жизни древних греков.
Вадим Михайлин Дионисова борода: Природа и эволюция древнегреческого пиршественного пространства
Франсуа Лиссарраг Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира
Дионис рассматривается в них как бог, контролирующий те стороны греческой жизни, которые связаны с территорией отдыха, праздника, игры. Сугубо дионисийская епархия – это культурное пространство греческих пиршеств, в частности – «симпосиев» (от: «совместное питие»). Это не связано с экстримом вакханалий, в повседневности человек вообще не ищет каких-то глубинных смыслов, религиозный экстаз не может быть перманентным. Но, тем не менее, мирные дионисийские пиршества тоже находятся в специфической культурной зоне, выгороженной из обыденности и житейской рутины. Чем древние греки занимались на своих пирах, в какие игры играли, в какие отношения со своим богом вступали – как раз в этих статьях.
Пиры, Вакху угодны вы,
Милы Зевсову сыну!
Вина влагу усладную,
Всех печалей забвение,
Дал богачу он и бедному.
Еврипид, Вакханки, 405 г. до н.э.
Опубликовано: 12.12.2010
Обновлено: 15.04.2019
Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
Спасибо. Блестяще!
Очень рады! Заглядывайте
Очень позновательно и интересно. Спасибо.
Увлеклись греками не на шутку
и всё-таки Ницше выбрал культ Диониса.
Пять лет спустя) Спасибо ! Именно такой материал я и искал: коротко, по сути, легко написанный.
Спасибо, я была в ударе тогда, месяца два рылась в источниках ))
так вот оказывается в чём заключается таинство причастия
Спасибо, очень интересно!
Любопытно выпускает ли кто вино, в честь Диониса ?
Странно было бы, если бы никто до этого не додумался.
Наберите в гугле dionysus wine, порадуйтесь за наших креативных современников ))
Спасибо, читается захватывающе, как детектив, но вместе с тем логично, научно.
Да, как детективную историю мы это и распутывали ))
Потрясающе!!! Подписан на вас сто лет, но почему-то только сейчас наткнулся. Спасибо огромное, не прочитал, а впитал на одном дыхании.
Сами иногда перечитываем с удовольствием )). Тоже недавно наткнулись в глубинах сайта, и переопубликовали вверху ленты, поэтому вы и увидели. Рады, что понравилось )).
ПОТРЯСАЮЩЕ,ЗАХВАТЫВАЮЩЕ И УЖАСАЮЩЕ! СРАЗУ ПЕРЕКЛЮЧЮСЬ НА СОВРЕМЕННУЮ ПОП И РОК КУЛЬТУРУ. И СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНОЙ СУТЬ ЭКСТАЗА ТОЛПЫ- ВЫРВАТЬСЯ ИЗ СВОЕГО ТЕЛА,ЗА ПРЕДЕЛЫ РАЗУМА И СОЕДИНИТЬСЯ … дА, ТОЛПЫ СТАЛИ БОЛЬШЕ, НО БОЖЕСТВО — ВСЕГО ЛИШЬ ПОП-ЗВЕЗДА.