Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий

***

Культ Диониса. Фреска Виллы мистерий в Помпеях
Фрагмент фрески Виллы Мистерий Диониса, Помпеи, 1 в. н.э.

Продолжаем писать наш «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.

В первой части мы поставили вопрос – почему менады/вакханки рвали на части животных и поедали их сырую плоть? А мифы говорят, что они нападали и на людей. Почему бы им просто не петь и плясать до умопомрачения и не предаваться сексуальным оргиям? Насилие и кровь — это было непонятно, и это требовало объяснения.

Во второй части мы изучили «показания» Еврипида, который утверждает, что загадка кровожадности менад упирается в загадку кровожадности самого Диониса. Нам открылось совершенно новое лицо Диониса. Оказывается, для греков он был не только легким и веселым богом вина, виноделия, отдохновения и забвения, но и – страшным и мстительным богом, насылающим безумие и жестоко карающим за непризнание.

Осталось выяснить, откуда это в Дионисе, «боге вина». И, как оказалось – ответ, причем не совсем тот, что мы ожидали, лежит на поверхности. Стоит только обратиться к мифологии о рождении и детстве Диониса, и сразу проясняется ситуация с его жестокостью. Таким он и должен был стать – мстительным, жестоким и кровожадным. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден! Вот этот кровавый миф:

Преследуемый с рождения бог

Предистория такова. Мать ещё нерожденного Диониса, земную женщину Семелу, понесшую от Зевса, сильно не взлюбила ревнивая жена Зевса, богиня брачных уз, Гера. И придумала интригу – втерлась в доверие к Семеле и внушила ей желание посмотреть на Зевса в его настоящем божественном облике, а не так, как он обычно являлся простым смертным. Доверчивая Семела так и сделала – попросила Зевса явиться к ней во всей красе. А это значит – в облачении молний. Ну и, сами понимаете – недалекая Семела изжарилась заживо в объятиях возлюбленного.

Зевсу, однако, удалось спасти ребенка из чрева матери, он зашил его в своем бедре (!) – и выносил. То есть Дионис – бог, рожденный из бедра Зевса. (Тут греки не особенно оригинальны, Осирис — египетский бог земледелия и виноделия — также был рожден из бедра своего отца.)

Культ Диониса. Рождение из бедра зевса. Краснофигурная ваза
Рождение Диониса из бедра Зевса. Фрагмент краснофигурной вазы. 450 г.до н.э.

Родив Диониса, Зевс должен был всё время прятать ребенка от бдительной Геры. Он отдал мальчика на воспитание нимфам, и те наряжали его девочкой, чтобы Гера его не узнала и не уничтожила. (Некоторые объясняют этим гермафродитические черты Диониса, его «женоподобный» облик, особенно на исходе античности; в ранний период распространения дионисийской религии он, наоборот, выступал грозным бородатым старцем.) Зевс придавал Дионису разные обличья, превращал его то в одно животное, то в другое, в мифологии он часто выступает козленком.

Впоследствии козел стал одним из главных символических обликов Диониса. Во время Великих Дионисий устраивались представления — хоры певцов, наряженных в козьи шкуры, исполняли особые гимны в честь Диониса — дифирамбы. Из этих дифирамбов, сопровождаемых плясками, постепенно выкристаллизовалась театральная форма прославления Диониса – трагедия, что значит «песнь козлов».

Бог вина по случайности

Если вы думаете, что Гера успокоилась, вы не знаете ревнивых жен. И чтобы запутать преследовательницу, Зевс поселил мальчика на пустынном острове, где его воспитанием занимался сатир Силен. Здесь и определилась его будущая «профессиональная специализация» — Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

Силен с ребенком Дионисом
Силен с ребенком Дионисом. Римская копия 2 века античной скульптуры, оригинал ок. 300 г. до н.э.

В будущем, преодолев травмы своего чудовищного детства, куда бы ни приходил возмужавший Дионис, он всюду учил людей выращивать виноград и делать вино, и его везде сопровождали сатиры – веселые козлоногие полубоги. Ряженые в сатиров актеры потом составляли, в частности, Хор в трагедии «Вакханки». И почти на всех картинах великих мастеров европейской живописи, посвященных теме вакханалий, Дионис (Вакх, Бахус) практически всегда изображен либо с Силеном, либо с сатирами. Они повсюду сопровождают бога вина, он никогда с ними не расстается, как и со своим тирсом и венком из виноградной лозы или вечнозеленого плюща, заменявшего виноградные побеги зимой.

Бог, насылающий безумие

Гера не оставляла своих преследований, и одним из ее выпадов было – наслать на внебрачного сына Зевса безумие – будучи под наваждением Геры, он совершал убийства сам и сводил с ума тех, кто отвергал его, и не признавал в нём бога. Происхождение его от смертной женщины развило в нем, как сейчас сказали бы, сверхкомпенсацию – у него была мания величия, и он мстил всем, кто сомневался в его родстве с Зевсом. А преследования Геры совершенно объяснимо дополнили его манию величия манией преследования.

Обстоятельства рождения, детские травмы и козни Геры и сделали впоследствии Диониса настоящим «богом безумия». Богом, насылающим безумие. Неистовыми и истеричными становились все, кто ему поклонялся, и он распространял свое безумие даже на самых верных своих почитательниц, вакханок, чтобы, например, наказать их родственников, которые не одобряли их погруженности в культ Диониса. Например, в Аргосе Дионис поверг в безумие молодых матерей. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках, убивали их и «пожирали их мясо». Царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу. И, как мы знаем, обезумевшие вакханки растерзали Орфея и царя Фив Пенфея.

Растерзанный бог

В конце концов Гера всё-таки настигла Диониса. Она натравила на молодого бога, этот плод неверности супруга, титанов. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в льва, то в лошадь, то в змею. Но в тот момент, когда он принял образ быка, титаны всё же настигли его — и растерзали. И съели куски дионисова тела.

Кровожадность
Фрагмент картины Франциско Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей», 1819-23

В свете этой истории ритуал разрывания менадами на части животных – чаще всего быков – уже не может особенно удивлять. Ясно, что этот ритуал носил у них символический смысл – они разыгрывали сцены из «жития» своего бога. Они как бы возвращали ему его жертву. Они ели тело своего бога, воплощенного в быке, и пили его кровь – вино. (Христианам этот символизм понять нетрудно – по аналогии с идеей пресуществления тела и крови Господней в хлеб и вино.) На исходе античности, когда дионисии стали официальными праздниками, этот ритуал жертвоприношения быков сохранился – быки забивались уже по регламенту, причем ритуал поедания сырой плоти – символического тела бога – также оставался в силе. В исторических реконструкциях атмосферы древнегреческих дионисий можно встретить такие описания: «Накануне приносили в жертву быков; их было так много, что тошнотворный запах крови, смешанный с резким запахом вина, всё ещё заполнял город.» (Цит. по Хью Джонсон, История вина, 2004)

Возрождающийся бог

Но как же миф выходит из положения – ведь история Диониса не заканчивается его смертью от титанов? Согласно мифологии, Дионис – бог, рожденный дважды. Титаны съели разорванное тело Диониса, но его сердце, то есть сама сущность бога, ускользнуло от их внимания. По одной версии, Зевс проглотил сердце Диониса, и тем самым спас его для последующего рождения. По другой – сердце спасла Афина, а Аполлон похоронил сосуд с сердцем Диониса в Дельфах. В любом случае, спасенное сердце Диониса стало источником его возрождения.

Празднующий Дионис
Празднующий Дионис. Римская копия античной скульптуры, оригинал – 3 в до н.э.

И образ возрождающегося бога повлиял очень сильно на распространенность культа Диониса в Древней Греции. Многие историки считают, что Дионис воспринимался греками как символ возрождения жизни вообще, символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления. (Бог, воскресший из мертвых – христиане тоже хорошо знакомы с этой идеей.) Каждую весну виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога – новый урожай – в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».

Кстати, Зевс испепелил титанов, разорвавших Диониса, и из пепла гигантов, в которых содержалась божественная плоть съеденного Диониса, произошли люди. Двойственность человеческой природы нашла ещё одно объяснение. Человек — это смесь добра и зла; что-то от бога, что-то от чудовищ.

Осталось всё подытожить

Итак, общая картина прояснилась. Осталось только свести концы с концами, подытожить, насколько изменились наши представления о культе вина, о Дионисе, о вакханалиях и менадах. Практически по всем этим вопросам наши прежние представления изменились на кардинально противоположные. А именно. Разве культ Диониса – это культ вина? Нет, это не так. Разве вакханалии – это просто разнузданные пляски безумных менад и бойня животных в состоянии сильного опьянения? Всё совсем не так! И самое главное – проясняется тот мистический, божественный смысл, который греки вкладывали в отправление культа Диониса, и об исчезновении которого в современную эпоху так переживал Ортега-и-Гассет. Выводы хочется оформить отдельным постом, так что окончание следует.

***

Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , ,

Похожие записи



Написать комментарий