oldwineСейчас, в эру Переса де Реверте и Дэна Брауна, антикварный триллер — это сложившийся жанр. Нужен только «правильный артефакт», вокруг которого построить сюжет. Беда в том, что многие интересные артефакты уже разобраны. Картины Босха, партитуры Баха, рукописи Лафатера… Пожалуй, только вино осталось нетронутым. Триллера про вино в печати нет. Мы решили заполнить пробел, опубликовав серию статей про «винный клад Томаса Джефферсона», историю которого мы бегло затронули ранее. Профессора Лэнгдона и тамплиеров не будет. Зато будут реальные живые люди, коллекционеры, эксперты, бизнесмены, интриги и много полезной информации из истории вина. Рассказывает Михаил Бабинский.

Интрига

Эта история начинается почти четверть века назад, апреле 1985 года, когда уже известный в то время немецкий знаток и коллекционер вин Харди Роденшток врассказал  — сначала нескольким из своих друзей, а затем и всему миру через средства массовой информации, что он стал обладателем коллекции наиболее известных за всю историю бутылок вина. Якобы весной 1985 г. некто не названный позвонил ему и сообщил, что в Париже при сносе старого здания были найдены бутылки вина. Они находились за замурованной стеной старого подвала, и на них были указаны винтажи ещё 18-го столетия. Уже это, само по себе, вызвало большой интерес среди коллекционеров, но на бутылках ещё была и гравировка с инициалами «Th. J.», что указывало на их возможную принадлежность Томасу Джефферсону.

Сообщая о своей находке, Харди Роденшток давал информацию очень общего характера, не вдаваясь в подробности, не отвечая на конретные вопросы журналистов. Так, он не указал, сколько всего редких бутылок вина было найдено, в каком месте Парижа находился этот подвал, кто конкретно нашёл эти бутылки. Такая неопределённость многих насторожила, но были и те, кто находил этому вполне разумные объяснения.

Роденшток сказал только, что найденных бутылок было «чуть больше дюжины». Своим друзьям как-то он заявил, что их было 24. Друзья Харди объясняли такую его скрытность разумной тактикой бизнесмена. Скрывая общее число бутылок, он поддерживал постоянный интерес к ним, никогда не было понятно, когда эта коллекция исчерпается. Скептики же настаивали на том, что подобная скрытость лишний раз подтверждает тезис о том, что вино поддельное, и Роденшток заранее не мог знать, сколько ему удастся его изготовить.

По словам самого Роденштока, эти бутылки были спрятаны в своё время в подвале от хаоса Французской революции и почти два века пролежали там непотревоженными. То, что Роденшток не хотел раскрывать место находки бутылок и их количество, в определённой степени объясняется тем, что он является очень успешным частным коллекционером в Европе, составляющим некоторую конкуренцию торговым аукционным домам Кристи и Сотби. Кроме того, пополнение частных коллекций осуществляются очень часто за наличные, во избежание налогооблажения.

Высказывалось также мнение, что эти вина были спрятаны в подвале не во времена Французской революции, а гораздно позже, во время немецкой оккупации Парижа,  и что они были конфискованы гитлеровцами у какой-то богатой еврейской семьи. Если это так, то по законам Франции и других европейских стран сначала надо искать их бывших владельцев, а в случае их отсутствия уже решать вопрос о праве владения на них, как это было сделано в 1990-х швейцарскими банками относительно невостребованных со времён Второй мировой войны вкладов. Если это так - естественно, Роденшток не хотел ждать, когда закончатся розыски бывших владельцев.

Интерес к найденной коллекции подогревался ещё и тем, что на бутылках было выгравированы буквы «Th:J», что наводило на мысль, что данное вино принадлежало тогдашнему послу США во Франции Томасу Джефферсону (Thomas Jefferson). Ведь тогда ещё не существовало бумажных винных наклеек. Считается, что впервые этикетки с указанием места производства вина появились в начале XVIII века, хотя и через сто лет после этого их использование было скорее исключением, чем правилом. Гравировка в то время была единственным способом хоть как-то метить бутылки. Помимо букв «Th:J» на бутылках также было указано название хозяйства и год урожая конкретного вина. По датам всё совпадало. Джефферсон жил во Франции в период 1785-1789 годов. Судя по надписям на бутылках,  найденные вина были урожаев 1784 и 1787 годов. Также имеются надёжные исторические свидетельства, что в этот период будущий Президент США совершил несколько поездок в Бордо, посетив самые знаменитые хозяйства того времени, где заказал некоторое количество вин для отправки в Америку. Также, из одного из его писем  известно, что он просил нанести гравировку на заказанные им бутылки, чтобы их не перепутали. По мнению некоторых специалистов, найденные бутылки – это небольшая партия из заказа Джефферсона, которая по каким-либо причинам не была отправлена за океан.

Хью Джонсон в своей книге «Истории Вина» указывает, что по легенде немецкий владелец Chateau La Tour-Blanche, расположенного рядом с д’Икем, Monsieur Focke, эксперементировал с методом, используемым при производстве великих сладких вин Рейна, то есть с ботритисом – «благородной» гнилью, пробовал создать что-то вроде Bordeaux Auslese. 1847 г. – это был первый урожай, отмеченный как полностью сделанный из ботризованного винограда.

Как бы то ни было, эти бутылки начали постепенно появляться перед глазами заинтересованной публики. Первое вино из найденной коллекции всплыло на поверхность 3 мая 1985 года, т.е. практически сразу же после объявления Роденштоком о находке. Он посетил с группой гостей своё любимое шато д’Икем, захватив с собой бутылку д’Икема 1787, которая там и была открыта. Как писал потом владелец хозяйтва Alexander de Lur Saluce «…вино было исключительным, в нём ещё чувствовался алкоголь, оно было очень гармоничным». Сам Харди назвал это событие «историческим», поскольку теперь — в противоположность устоявшемуся мнению - стало ясно, что сотерны и до 1847 года делались из винограда, поражённого «благородной» гнилью .

Через пять месяцев, 14 октября 1985 года, была открыта ещё одна бутылка д’Икема, но уже урожая на три года более раннего - 1784 года.  На дегустации в ресторане немецкого города Висбадена  присутствовал Майкл Бродбент, винный эксперт аукционного дома Кристи. И опять отзывы о вине были самыми лучшими. Надо добавить, что в обоих случаях Харди предоставил бутылки на пробу абсолютно бесплатно. Вечером того же дня Роденшток и Бродбент уединились за столиком, и Майкл сделал предложение, «от которого было невозможно отказаться» — почему бы вина из найденной «джефферсоновской коллекции» не выставить на аукцион Кристи? Харди согласился на одну бутылку. Позднее Бродбент слетал в Мюнхен, где прямо в аэропорту Роденшток передал ему серебристый металлический кейс с бутылкой Шато Лафит 1787 года

Продолжение — следует, а пока — краткая справка о героях нашей истории.

 

Действующие лица.

jefferson Томас Джефферсон (1743 — 1826)

Видный деятель Войны за независимость США, автор Декларации независимости (1776), 3-й президент США в течении двух сроков 1801—1809, один из отцов-основателей американского государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. До своего президентства,  с 1785 по 1789 г.г., был послом молодого американского государства во Франции. Являясь большим знатоком и любителем вина, он совершил несколько поездок в Бордо и другие винодельческие районы Франции и позднее организовал пересылку французских и других вин в США. Вернувшись в Америку, продолжал заказывать большие партии вин из Бордо для себя и тогдашнего президента Джорджа Вашингтона и настоял в одном из своих писем 1790-го года, чтобы эти поставки маркировались его инициалами.

Во время своего пребывания в Белом доме он тратил 12% своего жалования на вино. Томас получал $25 тыс. в год,  из них $3 тыс. шло на его любимый напиток Для сравнения, его 11 слуг вместе получали в год $2,7 тыс. Джефферсон по праву считается первым великим винным знатоком в США.

broadbent Майкл Бродбент

Майкл родился 2 мая 1927 года в Йоркшире, Англия, в достаточно благополучной семье. Закончил колледж, получил диплом архитектора. Впервые он попробовал вино в возрасте 22 лет. Летним вечером 1950-го года некий доктор, друг семьи, угостил его Шато д’Икем 1937 года вместе с нектаринами. Двумя годами позже он решил сменить свою карьеру архитектора, когда его мать прочитала в газете объявление, что нужен «винный стажёр» в виноторговую контору Tommy Layton. С самого первого дня работы в компании он начал делать подробные заметки о всех винах, которые пробовал. Он записывал свои впечатления в толстые красные книжки. Когда очередная книжка заканчивалась, он заводил другую точно такую же. За 58 лет таких красных книжек набралось около 200. Ему принадлежит около 95 тыс дегустационных описаний, более 50-и лет тестирования вин. Это живой справочник по лучшим винам последнего столетия и более раннего времени. Он первым занялся изучением гигантских винных коллекций в старинных английских замках, которым их владельцы не знали цены. С 1966 по 1992 годы Майкл был руководителем Винного Департамента аукционного дома Кристи. После операции на сердце он покинул Совет Директоров Кристи, но остаётся старшим консультантом его Винного Отдела. С 1978 года и по настоящее время печается в журнале «Decanter», автор нескольких известных книг.

Высокий, одетый с иголочки в шитый на заказ костюм и мягкую фетровую шляпу, он ездит каждый день на работу через центральный Лондон на своём велосипеде. (Об этом велосипеде, украденном несколько месяцев назад, писал журнал «Decanter», предложив за его находку бутылку хорошой мадеры. Чем закончились поиски, пока не сообщалось.) Посредине дня он делает перерыв для рюмки мадеры или фужера шампанского. Бродбент – седая знаменитость в мире тонких вин, чтимая как за его обширный опыт, так и за его британскую манерность. За свою жизнь он перепробовал возможно больше всех раритетов, чем кто-либо из ныне живущих, а может быть и во всей истории. Для 82-летнего человека, который всю свою жизнь посвятил алкоголю, Бродбент выглядит прекрасно. На его лице не заметишь раздувшихся капилляров, его печень функционирует нормально, его талия не меняется уже многие годы, его ум остается по-прежнему острым.  

rodenstock Харди Роденшток

В 1940 году в составе немецких войск, вторгшихся на территорию Польши согласно пакту «Молотова-Риббентропа», находился в невысоком чине некто Альфред Гёрке, который занимался обеспечением поставок всего необходимого для немецких войск по железной дороге. В небольшой польской деревеньке под названием Kwidzyn, где стояла его часть, он встретил 20-летнюю девушку по имени Лидия Ристау, но которой и женился в 1940. На следующий год, 7 декабря 1941 г., у них родился сын, которого назвали Мейнхард. Вскоре мать с новорожденным сыном уехала в Германию, а после окончания войны к ним присоединился и отец. Мейнхард окончил обычную школу, затем техническое училище, где изучал технику проведения топографических съёмок. Однако, на этом поприще он не сильно продвинулся и переключился сначала на издательское дело, а затем и на бизнес в музыкальной индустрии. Как это часто бывает в мире искусства, Мейнхард решил взять себе псевдоним — так он стал Харди Роденштоком.

Он вполне «сделал себя» как музыкального издателя в своей родной Германии, и приличный доход от музыкального бизнеса позволил ему жить достаточно праздной жизнью в своих многочисленных домах. Будучи достаточно обеспеченным человеком, он попробовал как-то вина великих урожаев 1921 и 1961 годов и был весьма удивлён, узнав, что эти старые вина было достаточно легко найти на аукционах. Так он начал отслеживать и покупать такие вина, и обнаружил сверхъестественные способности в этом деле. Вскоре он понял, что потреблять эти великие вина в одиночку не интересно. Харди стал приглашать небольшой круг друзей, чтобы разделить с ними радость общения и дегустации вин. Эти встречи начинались в полдень и заканчивались в полночь. Постепенно он стал пользоваться известностью мастерского организатора экстравагантных винных дегустаций.

В 19-м веке на европейские виноградники обрушилась филлоксера – корневая тля, поражающая листья и корневую систему виноградной лозы. Единственный способ, позволивший избавиться от неё, хотя и не до конца – пересаживать европейскую лозу на американскую корневую систему.

Вот что о нём сказал один из участников таких мероприятий: «В мноогообразном мире вина некоторые люди становятся знаменитыми производя вино; несколько человек знамениты тем, что они его пьют; Харди стал необычен, если не сказать — уникален, подняв искусство дегустации вина до формы шоу. Страсть к коллекционированию вин переросла в нем в страсть делиться ими, и эта смесь щедрости и склоности быть импрессарио, сделала Роденштока знаменитым». Особенно Харди Роденштока привлекали белые сладкие вина шато д’Икем дофиллоксерной эры.


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , ,

Похожие записи



Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.