Дионисийское начало

Ненавижу тех, кто помнит, что было на пиру.
Лукиан из Самосаты

У нас в институте был очень классный парень, один из талантливейших студентов-архитекторов, впоследствии стал художником. Эрудированный, остроумный, изобретательный, отличный оратор, душа компании. С одной особенностью – он гонялся за состоянием «напиться до беспамятства». Если студенческая пирушка проходила без «последствий» — ему было просто скучно о ней вспоминать. И наоборот, если он ничего о ней не мог вспомнить – это будило у него острейший интерес – он бегал по всем участникам попойки и выяснял, чего он вчера в беспамятстве натворил. Ему было важно узнать, какой он, когда себя не контролирует. Какой он «на самом деле». То есть в разумном состоянии он «не на самом деле», а в бессознательном — это «истинный он».

Все люди делятся на типы по степени их рациональности восприятия жизни и поведения в той или иной ситуации. Каждый из вас может привести из своей жизни примеры жесточайших рационалистов, прошивающих реальность лазером своего пронзительного интеллекта, и крайних интуитов, которые лелеют свое бессознательное на кушетках психоаналитиков (когда не заняты определением цвета своей ауры).

В истории философии легко найти подходящую теоретическую конструкцию. Например, очень ярко генеалогию рационального и иррационального проследил в своей работе 1872 года великий ниспровергатель кумиров, представитель философии жизни, Фридрих Ницше. Он представил это как аполлонический и дионисийский тип сознания и культуры.

Аполлоническое и дионисийское начало

Аполлоническое начало, в лице, соответственно, греческого бога Аполлона, символизирует порядок, ясность, свет, гармонию в человеке. Дионисийское начало — в лице бога Диониса — он же Вакх, он же Бахус — отвечает за глубинные, стихийные, первородные стороны человеческой души.

По мысли Ницше, функция этих двух богов, помимо всего прочего – избавлять от изначальной трагедии жизни, от страха смерти.

Аполлон – это спасительные игры разума, проявляющиеся в стройных теориях и художественных образах, позволяющие человеку канализировать свой страх смерти в творческую деятельность.
Дионис – избавляющее от страха смерти забвение в опьянении и слиянии с природой, проявляющееся в высвобождении всего стихийного, инстинктивного, чувственного в человеке, в исступлении животного, бессознательного и неподконтрольного разуму и культуре.

В применении к винной теме и современности: Дионис это тот, кто склонен к неким актуальным аналогам вакханалий, позволяющим забыться «перед лицом жестокой реальности», а Аполлон, это, скорее всего, тот, кто не позволит алкоголю встать между собой и реальностью.

Каждый из нас в этом смысле — всегда или временами – Аполлон или Дионис — определитесь сами. Моя шкала алкогольной рациональности-иррациональности ограничена снизу и сверху двумя крайними клиническими случаями. Один я изложила в начале статьи, а другой будет в конце:

Пьянство есть упражнение в безумстве.
Пифагор

Недавно я познакомилась с другим интересным человеком, антиподом того, первого. Успешный бизнесмен, увлеченный путешественник-экстремал – Гималаи, подводное плавание, полеты на воздушном шаре, горные лыжи, квадроцикл. Весь адреналин запечатлен им на видео практически профессионального качества. В рот не берет ни капли. Ни при каких обстоятельствах. Собираясь компанией, мы всегда закупаем для него «безалкоголь». Абсолютно здоров, не пьет из принципа – не желает затуманивать свой разум никакими искусственными способами. Потеря контроля над собой – это потеря самого себя. «Я настоящий» – это «я трезвый». Как он любит повторять, голова — мой единственный инструмент и я не могу позволить ему тупиться о вино.

Аполлоническое начало

А вы? У вас как с этим делом?

Опубликовано Дек 15, 2010
Обновлено Авг 22, 2016


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , ,

Похожие записи



Комментарии

  1. автор: Маринелла, 10.03.2011

    Архитекторы, как ни парадоксально, ближе к Дионису, несмотря на кажущуюся строгость профессии, но «архитектура — это не профессия, это состояние духа» говорил великий Пьер Жаннере Ле Корбюзье))) Интересная шкала, надо бы ее представить графически)

  2. автор: Beata, 11.03.2011

    Архитектурное самосознание = художественное самосознание. Во всяком случае, в архитектурном вузе это усиленно культивируется. Архитекторов воспитывают не как «главных строителей», а как «главных художников» проекта. Из триады Ветрувия об архитектуре — Польза-Прочность-Красота — педалируется именно Красота.

    И кстати, первый персонаж из моего поста — ушел в конце концов из профессии. Изредка проектирует частные интерьеры, когда особенно нужны деньги, а так — в свободном художественно-выставочном полете. Такому типу личности, безусловно, дионисизм ближе. И даже не в смысле алкогольной зависимости ))), а вообще — в смысле приверженности свободному стихийному творчеству.

    Потому что есть ведь и творчество в стиле «рацио» — математическое, строго интеллектуальное, когда важен не разгул воображения, а дисциплина и строгость мысли — ярко выраженный аполлонический тип творчества.

  3. автор: Маринелла, 11.03.2011

    Этим и прекрасно архитектурное образование. Нас даже на специализации «Теория — история архитектуры», которая относилась к факультету Градо, тиранили «апполоническими» конструкциями до конца. Но практика показала правильность такого синтетического подхода)

  4. автор: Игорь, 20.01.2013

    Любить вино и периодически не увлекаться , суть вещи не совместимые

Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.