1630-s — Pieter Claesz
Вы получили образование, но работаете ли вы по профессии? Ваше первое место работы – оно же последнее? Вы женаты на вашей первой любви? Живете в том же городе, что и родились? В доме, доставшемся вам по наследству? Едите из того же фамильного сервиза, что и ваши родители? Пьете вино из того же старинного бокала?
Современный человек на все эти вопросы ответит – нет. Голландец 17 века – да. Они не были так склонны к переменам, как мы. Они были оседлы, верны корням, брачным обязательствам и делу, они долбили в одну точку. Можно ли себе представить, чтобы современный художник всё писал и писал одну и ту же тему, один и тот же сюжет, на протяжении лет, десятилетий, всей жизни! Человек из 17 века – мог. Входить в одну и ту же реку сотни раз. Добиваясь потрясающих результатов.
Два знаменитых современника, почетных жителя города Хаарлема (с которым мы уже очень неплохо знакомы), Питер Клас и Виллем Клас Хеда, на протяжении всей жизни пишут не то что одинаковые натюрморты, они пишут… один и тот же бокал для вина! А у Хеда, к тому же, был сын, тоже художник, и он, как вы уже догадались, тоже был неравнодушен к этому бокалу. Ну, не знаю… лично меня это потрясает. Это какое-то совершенно другое восприятие времени и наполнения собственной жизни.
Интересно, как это у них происходило? Вот написал 30-летний Клас свой бокал. Проходит два года, он говорит себе – а не написать ли мне мой бокал ещё раз? И так каждые несколько лет! Бокал справа, бокал слева, бокал стоит, бокал лежит. Бокал в компании с дичью, в компании с рыбой. С пирогом, с фруктами, с черепом… Может, это психическое заболевание, распространенное в 17 веке? Эдакая навязчивость. И сегодня человечество излечилось… Или, наоборот, это мы настолько больны, что не можем ни на чем серьезно сосредоточиться…
Итак, голландский натюрморт, приключения одного бокала, любуйтесь, краше этих сдержанных, почти монохромных шедевров, трудно что-либо отыскать в истории живописи:
1628 — Pieter Claesz
1631 — Willem Claesz Heda
1632 — Willem Claesz Heda
1632 — Willem Claesz Heda
1633 — Pieter Claesz
1634 — Willem Claesz Heda
1634 — Willem Claesz Heda
1635 — Willem Claesz Heda
1643 — Willem Claesz Heda
1645 — Gerrit Willemsz Heda (son)
1647 — Pieter Claesz
1648 — Willem Claesz Heda
1650-s — Willem Claesz Heda
1657 — Willem Claesz Heda
1660 — Pieter Claesz
Все работы в крупном формате смотрите здесь: Клас и Хеда
Да, забавно с этим бокалом! Меняются возочки и пироги, а бокал почему-то один и тот же. И ведь, может быть, этот бокал до сих пор жив, хоть он и стеклянный, стоит где-нибудь, дожидается, когда снова напишут его портрет. Если кому-то удастся найти бокал и нарисовать,
это будет ого-го!
о да
до боли знакомый бокал, на втором курсе лицея писал с него копию в миниатюре (не, не, не, и даже не просите, больше я его писать не возьмусь
представляю как старина Питер кричал на детей, если они брали в руки, рискуя разбить, его любимый бокальчик!) ну и вообще как он над ним трясся!) но он подарил этому бокалу бессмертие.. великолепно!
Надо бы выяснить поточнее, но кажется, он возглавлял школу живописи в Хаарлеме, так что, думаю, все эти предметы — художественный «инвентарь», из которого и сами мэтры, и их ученики составляли различные варианты натюрмортов.
А вот кто-то составил настоящий каталог всех бокалов Питера Класа: The Dutch Wine Glasses of Pieter Claesz
А я гляжу на картины голландцев, вижу этот бокал и думаю — какое-то массовое производство этих бокалов было. Оказалось нет, даже обидно — хотел нвйти его в продаже, думал, много таких ведь
(Как для художника, для меня малые голландцы — эталоны натюрморта)