Натюрморт со сливами (ок. 1730).
Изображение с сайта
Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) — художник, чьи натюрморты легко узнать по отсутствию дорогих предметов. Ни тебе ананасов, ни позолоченных кубков, ни зайцев с фазанами. Вместо этого висит какая-нибудь селедка на крюке, и рядом лежит пучок лука. С художественной точки зрения, добиться ощущения гармонии и уюта, раскладывая на столе пару головок чеснока вокруг глиняной миски гораздо труднее, чем передвигая по холсту горы фруктов, дичи и пару собак, которые все это нюхают. Но для нас Жан Батист интересен не только бескомпромиссным минимализмом своих натюрмортов, но еще и тем, что это один из немногих художников, на чьих полотнах мы видим «первичную» форму стеклянной винной бутылки. Которая в паре с изобретением пробки стала поворотным пунктом в винной истории: ведь бутылка позволила вину вызревать.
Кстати, стекольное производство в 17 веке стало одной из первых экологических проблем: для его нужд массово вырубались леса. Английский король Иаков I в результате даже запретил производство стекла с использованием древесины. Что вынудило английских стеклодувов перейти на уголь. Благодаря угольному дыму бутылки стали получаться непрозрачными, темными (случайная находка: темный цвет бутылок защитил вино от воздействия света). Любопытно, что изготовление раритетных, точь-в-точь как у Шардена, бутылок можно сейчас наблюдать в знаменитом Glasshouse в Джеймстауне, Виргиния, где располагалась первая в США стекольная мастерская — см. ролик в конце поста.
«Серебряный кубок» (ок. 1728, Музей искусства Сент-Луиса (США, штат Миссури).
Изображение с сайта
Груши, каштаны и стакан вина.
Изображение с сайта
Чайник, белый виноград, яблоки, бутылка и нож.
Келларь, 1738.
Изображение с сайта
Производство стекла, в том числе древних бутылок, по классической технологии 17 века в Джеймстауне: