Энциклопедия русской жизни по Кодаю. История вина в России 18 века

В 1600 г. английский капитан Уильям Адамс, спасаясь от непогоды, подошел к японскому острову Косю… и 20 последующих лет провел в Японии, где и умер. Его история легла в основу книги Д. Клавелла Сёгун, которую, выражаясь нейтрально, можно охарактеризовать как «смертельно интересную»

На два дня я выпал из жизни. Пару раз убегал кофе, а остывшие сэндвичи становились похожими на осколки мезозойской породы. Все потому, что я не мог оторваться от «протоколов допроса» японского капитана Дайкокуя Кодаю, жертвы кораблекрушения, попавшего в Россию в 1783 г. Это «Сегун» наоборот!

А здесь у нас: японский капитан + 10 лет проведенных в России + подробнейшая «энциклопедия русской жизни» 18 века — от цен на ананасы до описания процедуры подкидывания младенцев в сиротские приюты. Тема алкоголя (и вина в т.ч.), естественно, поднимается не раз, что видно хотя бы по чертежу самогонного аппарата на рисунке выше. То есть это ещё и история вина в России.

Интрига и действующие лица

Кодаю — наш капитан. Ищет возможность вернуться из России на родину. Кирилл Лаксман
финский эмигрант, ученый естествоиспытатель. Желая помочь Кодаю, разрабатывает проект об экспедиции в Японию и вместе с Кодаю едет в Петербург представить проект императрице.
ekat Екатерина Вторая. Принимает Кодаю и дает согласие снарядить в Японию корабль. Т.о. бригантина «Екатерина» становится первым русским кораблем прибывшим в Японию с посольством. 

На карте ниже — путь, проделанный Кодаю
по маршруту «туда и обратно»
map_j

За годы своего пребывания в России (1783-1792) Кодаю самостоятельно с нуля хорошо выучил русский язык, два раза пересек Россию из конца в конец, «взял интервью» у сотен русских и нерусских людей и, конечно, пережил массу приключений. Он был свидетелем убийства. Приходил в качестве «наглядного пособия» в своей национальной одежде в школу, где выступал перед детьми. Был принят и награжден Екатериной II. В его воспоминаниях о России есть все — родословная царей, правила игры в бильярд, устройство туалетов, рецепт капустного самогона, описание вечера в публичном доме и землянок коренных жителей острова Амчитка.  Дочь смотрителя царскосельских садов, Софья Буш сочинила в честь него песню Ах скучно мне на чужой стороне -  ее Кодаю перевел и привез в Японию.

История вина

Лингвистические тонкости

Кодаю составил краткий словарь русского языка. Современные исследователи находят очень мало ошибок в этом словаре. Их основной источник — несоответствие реалий японской и русской жизни. И вино, в частности, тоже попало в эту категорию — ведь вина в Японии не знали.  Поэтому русские слова «водка», «вино», «пиво» Кодаю в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ». 

В свою очередь, «вином» в тогдашней России, называли любой алкогольный напиток — от самогона до пива (см. примеры из словаря Даля). Поэтому, с совершенной определенностью знать, о каком именно «вине» идет речь, можно в тех случаях, когда Кодаю дает специальные пояснения.

Виноградное вино — редкость.

Из воспоминаний японского капитана можно реконструировать зарождающуюся историю вина в России конца 18 века. Упоминания о виноградном вине в тексте встречаются редко, по-видимому сам Кодаю его не пробовал/не любил, и в дворянском быту того времени оно не было широко распространено. При отъезде из Петербурга, он получил самые разнообразные прощальные подарки от многочисленных знакомых и друзей (среди них большинство — высшая российская знать). Самые разные вещи — от жареных гусей до микроскопа. Но вина никто не подарил. Сам Кодаю говорит так:

В России в 18 веке «французской водкой», «фряжской водкой» или «парижской водкой» называли коньяк

«Завтракают обычно около полудня, перед завтраком обязательно пьют вино. Напитки все спиртные. Среди них высокосортным считается вино под названием “пунш”, ввозимое из Франции, его называют также “французской водкой”. Пьют также и виноградные вина. Говорят, что их тоже ввозят из-за границы.»  

В главе о напитках мы читаем:

«Имеется вино, называемое “французская водка” Ее привозят из Франции, она такая крепкая, что если взять в чистом виде в рот, то кожа во рту обжигается и отстает. Поэтому ее пьют разведенной в теплой воде и добавив по вкусу сахар.» Из сопоставления этих двух отрывков видно, что Кодаю путает пунш с коньяком, который, очевидно, добавляли в пунш, и вряд ли он пробовал оба напитка сам.

 

Энциклопедия русской жизни

Энциклопедия русской жизни по Кодаю. История вина в России 18 века

Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого – залитые молоком круглые колобки, приготовленные из теста, замешанного, как клейстер. Вслед за этим подают жареного гуся и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После обеда и благородные и простые люди ложаться на час поспать. У простого народа обед состоит из одного блюда – из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью, на закуску к вину. Это вино называется пива, оно приготовляется из муки.

В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, но бывает, что и по семь-восемь человек. Вообще во всех домах среднего достатка и выше любят собирать драгоценные камни, птиц, животных, рыб, раковины и иные всевозможные диковинные и редкие вещи и хвастаться ими.

Если умрет человек, не получивший крещения, его не хоронят у храма, а обращаются с ним, как с издохшим животным или скотом.

Энциклопедия русской жизни по Кодаю. История вина в России 18 века

Наказаний существует только 3 вида: порка плетьми, вырывание ноздрей и клеймение. Смертной казни совсем нет. При клеймении на щеку ставится круглое клеймо размером около 3 бу. Опасные преступники после вырывания ноздрей или клеймения ссылаются в Малороссию или Сибирь на серебряные или медные рудники.

В школе всё, вплоть до пищи, питья и мебели, лучше, чем в обычном жилье; все сделано так, чтобы ни в чем не было недостатка. Вода для умывания лица и рук постоянно кипятится в большом котле.

При родах садятся на стул, а как только плод выйдет, сейчас же укладываются в постель на высокую подушку.

Незамужние (девушки) ходят с косами, свешивающимися сзади, а замужние сматывают косы на макушке головы в виде маленькой подушечки. — В Японии замужние женщины должны были красить черной краской зубы и сбривать брови — прим. blogovine.ru

В Москве есть монастырь…На его больших воротах помещены огромные куранты, они видны издалека, за несколько ри. Сторож за пять медных копеек разрешает подняться на ворота и осмотреть часы.

Кто хочет подкинуть в воспитательный дом ребенка, должен написать на бирке время его рождения, повесить бирку на шею ребенка и с наступлением ночной темноты принести его под это окно. Если постучать в стенку, то изнутри выдвигается ящик. Ребенка кладут в ящик и снова стучат в стену. Тогда ящик втягивают внутрь, забирают ребенка, а в ящик кладут 500 копеек и опять выдвигают его наружу. Родители берут деньги и уходят домой. Если же родители захотят взять ребенка обратно…то они должны подробно написать год, месяц, число и час, когда они подбросили ребенка, день его рождения, а также номер комнаты, в которой он находится и опустить эту записку в тот же самый выдвижной ящик…Говорят, что иногда возвращают детей, которые научились ремеслу и стали сержантами.

Сюжет пьесы в театре: в одной захолустной деревне жил известный пьяница. У него в голове постоянно была одна мысль: “Досадно, если мне так и придется закончить свою жизнь, даже не попробовав другого вина, кроме мутного сакэ, которое делают в нашем захолустье, закусывая лишь сушеной рыбой. Как бы мне съездить в столицу да попробовать там чудесного вина с хорошей закуской, чтобы было чем вспомнить этот мир!…

Медицина не делится на терапию и хирургию. Лечение глазных, зубных, женских и детских болезней тоже совершает один человек.

В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла.

Энциклопедия русской жизни по Кодаю. История вина в России 18 века

 

Люди низшего сословия одновременно со свадьбой отправляют вещи невесты к жениху, богатые же и благородные люди отправляют вещи постепенно, заранее.

Многие из женщин среднего сословия и выше носят белую одежду.

Нареченный отец дарит ребенку фигурку будды, прикрепленную к крестику величиной в 1 сун 5-6 бу.

Шпагу иногда просто приклеивают клеем к ножнам, чтобы она не отлетала. Шпагу носят все чиновники, а саблю разрешается ностить только военным чинам.

В России совершенно нет переносимых на плечах паланкинов.

 

Источники и литература

Воспоминания Кодаю представляют из себя труд, который по приказанию сегуна Токугава Иэнари составил ученый Кацурагава Хосю, присутствовавший на допросе Кодаю в Японии и записавший его «показания». Эта книга называется «Краткие вести о скитаниях в северных водах» (составлена в августе 1794 г.)

До 30 гг. 20 века она была засекречена. После вышла и в Японии и в России (в переводе В.М. Константинова крошечным тиражом). В отсканированном виде есть здесь

Иллюстрации из книги — на сайте гос. архива Японии — выполнены Кацурагава Хосю на основании предметов, привезенных Кодаю и его показаний

 Бондаренко, Иван П. Знал ли Дайкокуя Кодаю русский язык? (Лингвопрагматический анализ книги Кацурагавы Хосю «Хокуса бунряку»)

Книга Джеймс Клавелл Сегун Сегун — роман Джеймса Клавелла — чудовищно интересная книга обо всех сторонах жизни японцев. Именно их жизнь — в центре повествования, но кроме того, это еще и увлекательный роман.


Кстати

Подпишитесь на рассылку Блога о вине Беаты и Алекса и мгновенно узнавайте обо всем новом, что у нас появляется

Tеги: , , , , , ,

Похожие записи



Вы должны зарегистрироваться чтобы иметь возможность оставлять комментарии.